Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

АХОЛА-ВАЛО И БЕЛАРУСЬ

АХОЛА-ВАЛО И БЕЛАРУСЬ

 15 сентября 1997 г., на 98-м году жизни, умер известный финский художник, учёный, писатель Алексантери Ахола-Вало. Умер в Швеции, куда приезжал в имение своей второй жены-шведки, чтобы увидеть как идёт работа по реставрации и строительству помещения художественной школы. Это была последняя мечта замечательного художника-педагога.

С Беларусью Алексантери Ахола-Вало связывало немало.

А всё началось с 1920 г., когда молодой красноармеец (рабочий-трубочист из Петрограда) решил принять активное участвие в знаменитом походе Первой конной армии на Варшаву. Несколько армий шло через Витебск под лозунгами мировой революции. В архиве музея Алексантери Ахола-Вало  в г. Хяменлинне (Финляндия) находятся альбомы рисунков с изображением  путей-дорог того знаменитого похода через Гродно-Лиду-Белосток. Можно с уверенностью говорить о том, что идеи всемирной революции навсегда определили направленность жизни и творчества художника-мечтателя: бороться за идеи братства, равноправия народов мира, а также лучшее будущее для детей.

Ахола-Вало (Александр Петрович, или “дзядзька Алесь”, как звали его в 1920-е гг.) чудом остался жить, лечился в витебском госпитале.       “Витебский период” (1920-1923 гг.) включил многие важные события жизни, главными из которых было участие в художественной жизни города, знакомство с Еленой Никонович-Яцевич, женитьба, устройство на работу в качестве художника-воспитателя в одной из местных школ, посещение занятий в академической мастерской Ю. Пэна, графической мастерской С. Юдовина,  и лекций теоретиков авангардизма – В. Ермолаевой и др. 

Именно в Витебске Ахола-Вало смог успешно освоить мастерство офорта, линогравюры, станкового графического рисунка. Его графика появляется на страницах газет и журналов. В Витебске же художник выполнил первые иллюстрации для своей программы по  усовершенствованию человека. Позже она станет известной под названием “Эвохомология”(от “хомо” – человек). Основной принцип этой системы заключается в том, что каждый человек должен постоянно фиксировать свою активность по таким основным направлениям как восприятие, учёба, отдача опыта и знаний.

В Минск Ахола-Вало впервые приехал в январе 1925 г., уже после окончания Одесского художественного училища. Приехал сложившимся художником-графиком, пропагандистом новых идей.

В Минске Ахола-Вало ожидал настоящий успех. Он стал своеобразным образцом для культурной элиты того времени. Он сам конструировал свою одежду, ездил по Минску на оригинальных санках собственного изготовления. Он работает над графикой для многих изданий, среди которых были “Работніца і сялянка”, “Малады араты”, “Піянер Беларусі”, “Беларуская вёска”, “Чырвоная змена”, “Орка”, “Плуг”, “Савецкая Беларусь”, “Млот”, “Трыбуна мастацтва”, “Звезда”, “Сельский строитель”, “Красный пролетарий”, “Красный крест” и др.

И везде в своих рисунках художник подчёркивает значимость социальных перемен в обществе, направленность на сдвиги в сознании на пути приобретения нужных качеств для строительства социализма. Революционность А. Ахола-Вало в графике нашла своё отражение, прежде всего, в его способности увидеть наиболее передовые мысли в искусстве других. Значительное влияние на его творчество оказал конструктивизм (у Ахола-Вало сложились дружеские отношения с В. Татлиным). Например, гравюра “Космос. Октябрь”, которая в 1925 г. появилась на первой странице газеты “Савецкая Беларусь” (от 8 октября), имела композицию в виде  земного шара и вращающейся шестерни.

Он много экспериментирует в области граверного искусства: его линогравюрные доски после определённой обработки выдерживали 10 - 15-ти тысячные тиражи.

В 1927 г. в Лейпциге, на всемирной выставке книг, экспонировались книги Госиздата, оформителями которых были В. Двораковский, П. Гутковский, А. Тычина, Г. Змудзинский и А. Ахола-Вало. В 1928 г. по результатам Всебелорусской художественной выставки Ахола-Вало получил первую премию за цветную гравюру “Дожинки” и другую за скульптурный бюст А. Мясникова.

За время работы над составлением списка произведений Ахола-Вало, который на сегодняшний день включает более двухсот произведений (иллюстрации, заставки, канцовки, портреты и др.), автором данной статьи было определено авторство Ахола-Вало художественного оформления многих известных классических произведений белорусской литературы (“Новая зямля” Я. Коласа, А. Вольнага “Табе”, М. Грамыки “Плынь”, А. Александровича “Угрунь”, К. Чорнага “Хвоі гавораць”, П. Труса “Ветры буйныя”), а также уже редких библиотечных журналов (“Чырвоная сялянская вечарына”, “Прасторы”,” Китай”, “Эскадрилья мировой революции” и др.). Всё это даёт возможность говорить о том, что фин Ахола-Вало отдал дань периоду белорусского возрождения, которое определяло художественную жизнь Белоруссии 1921-1930-х гг.

Активная гражданская позиция Ахоло-Вало нашла отражение и в программе товарищества “Прамень”, организатором и создателем  которого был он сам. Основной задачей этой организации было создание новой среды для социального и творческого развития.

И как заключительный аккорд белорусского периода – участие в создании одного из павильонов Первой промышленной и сельско-хозяйственной выставки 1930 г. По проекту Ахоло-Вало было построено сооружение высотой 17,5 м. Оно называлось Павильон МОПРа. Его целью была агитация против негативных явлений в жизни капиталистических стран. Главная скульптура павильона – Аллегория международного бандитизма – открывала новую страницу в идейных замыслах автора, искреннего поборника счастливой жизни всего человечества.

Многогранная творческая жизнь А. Ахоло-Вало получила прекрасное отображение в экспозиции музея художника в городе Хяменлинне (Финляндия), открытого ещё при жизни мастера. “Белорусский отдел” музея украшают произведения, созданные в Витебске и Минске (натюрморт из мастерской Ю. Пена,  эскизы и проекты павильона МОПР для первой промышленной и сельско-хозяйственной выставки 1930 г. в Минске, гравюра “Дажинки” (1928), гравюра “СССР. Октябрь” и др.

Наливайко Л.Д.

публикуется по материалам научно-информационного издания "Сообщения Национального художественного музея Республики Беларусь", выпуск 6, 2005.  Мн., "Белпринт", 2007, стр. 157–159.

При использовании материалов ссылка на сайт и издание ОБЯЗАТЕЛЬНА