Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

ПОРТРЕТ ЕЛЕНЫ РАДЗИВИЛЛ – КОПИЯ НЕИЗВЕСТНОГО ХУДОЖНИКА XIX В. ИЗ СОБРАНИЯ РАДЗИВИЛЛОВ В НЕСВИЖЕ

В Национальный художественный музей Республики Беларусь из собрания Радзивиллов в Несвиже в числе других произведений поступил портрет под названием “Дама в турецкой шали” (холст, масло, 100х84, КП-15542).

Качество этого произведения, его художественные достоинства свидетельствовали о том, что мы имеем дело с копией, выполненной с неизвестного оригинала первой четверти XIX в. Вскоре в Национальном музее Варшавы удалось отыскать сам оригинал. Им оказался “Портрет Елены Радзивилл”, созданный в 1816 г. немецким художником Эрнстом Гебауэром.

Елена из Пшездецких Радзивилл (1753–1821) – дочь подканцлера Великого княжества Литовского Александра Пшездецкого и Каминской, с 1771 г. жена последнего виленского воеводы Михаила Херонима Радзивилла, была выдающейся личностью своего времени. Она переписывалась со многими французскими просветителями, пробовала свое перо в прозе, хорошо рисовала. Большую известность принесло ей создание в Неборове знаменитого дворцового парка – Аркадии, где была собрана большая коллекция античной скульптуры. Одну из работ коллекции ей подарила Екатерина II, с которой Радзивилл поддерживала дружеские отношения. Елена Радзивилл пользовалась также расположением других представителей царской фамилии России – Марии Федоровны, Александра I. С большим уважением относился к ней Петр Вяземский, называя ее “творительницей Аркадии”.

В Радзивилловском инвентаре за 1857 г. наше произведение еще не значится. Копия была выполнена после 1857 г., когда хозяйкой Несвижа стала Мария де Кастелляне, жена Вильгельма Антония Радзивилла (1833– 1904). Французская аристократка, внучка Талейрана придавала большое значение происхождению, всячески подчеркивала знатность рода, с которым породнилась. Обосновавшись в Несвиже, она первым делом начала приводить в порядок портретную галерею Радзивиллов. По ее инициативе было заказано несколько недостающих портретов, в том числе и портрет знаменитой прабабки ее мужа – Елены из Пшездецких Радзивилл. Ныне портрет может занять достойное место в отреставрированном Несвижском замке.

Карпович Т.А.

публикуется по материалам научно-информационного издания "Сообщения Национального художественного музея Республики Беларусь", выпуск 5, 2004.  Мн., "Белпринт", 2007, стр. 142-143.

При использовании материалов ссылка на сайт и издание ОБЯЗАТЕЛЬНА