Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

Отдел научно-просветительской работы

Екатерина Казимировна Ляшкевич – заведующая отделомтел. (017) 327 07 87 

Светлана Анатольевна Воропай - заведующая сектором маркетинга, тел. (017) 327 07 87 

Сектор маркетинга: тел. (017) 220 22 87 marketing@artmuseum.by 

Экскурсионное бюро: тел. (017) 327 71 63

Отдел научно-просветительской работы был создан в 1964 году, шесть лет спустя после въезда в здание музея по ул. Ленина, 20, строительство которого закончилось в 1957 году. Первым руководителем нового отдела в 1964–1984 годах был выпускник Белорусского государственного университета Г.И. Король, которого в 1984 году сменил историк Р.И. Ибрагимов. Отдел возглавляли: с 1998 по 2003 год – выпускник МГУ К.В. Барабанов, с 2003 по 2014 год – кандидат искусствоведения И.Н. Скворцова,в 2014–2015 годах – культуролог-менеджер Д.Г. Шантор, с 2015 года – искусствовед Н.М. Усова, с 2016 года - Д.А.Солодкий, с октября 2018 - А.В.Кузнецова.

C первых лет существования музея просветительную деятельность отличает обращение к самой широкой зрительской аудитории. Основные формы работы с публикой – обзорные экскурсии, циклы тематических экскурсий по постоянной экспозиции музея и временным выставкам, музейно-педагогические программы, а также лекции.

В конце 1960-х годов при Национальном художественном музее (тогда Государственный художественный музей БССР) открылся публичный лекторий, где научными сотрудниками читались лекции по мировой художественной культуре и искусству. За время существования музейного лектория было прочитано множество разнообразных циклов лекций, где выступали не только сотрудники отдела научно-просветительской работы и других научных отделов музея, но и приглашенные специалисты.

С 1957 по 1983 год экскурсия проводилась по двум тематическим экспозициям – искусству России XVIII–XX веков и Беларуси ХХ столетия. С 1984 по 2006 год функционировало только 5 залов музея из-за нехватки экспозиционных помещений, занятых под хранилища. Ежедневно сотрудник отдела проводил экскурсии в основном для туристов со всех республик бывшего Советского Союза. В пределах единого пространства СССР работали специальные туристические поезда, которые обеспечивали полную загрузку музея.

Проблема повышения качества эстетического образования в республике изначально осознавалась музейными сотрудниками. В 1959 году методист музея искусствовед И.В. Назимова поступила в аспирантуру, предложив тему «Проблемы эстетического воспитания трудящихся Беларуси», которая из-за новаторских подходов аспирантки тогда не была утверждена. Идеей диссертации было создание специализированного Центра эстетического воспитания при Государственном художественном музее БССР с детской галереей. Такой центр был открыт в 1989 году, но не при музее, а при Союзе художников, однако просуществовал недолго: с развалом СССР в 1991 году из-за отсутствия финансирования Центр прекратил свое существование.

В 1960-е годы в ГХМ БССР по распределению приехало несколько молодых специалистов с московским и ленинградским искусствоведческим образованием. Готовились тематические и обзорные экскурсии, лекционные циклы для Лектория выходного дня музея, пользующегося популярностью у жителей города. На некоторые лекции ведущих сотрудников музея – И.В. Назимовой, Н.М. Барановской, Н.Ф. Высоцкой, Е.Д. Шапошниковой – количество посетителей превышало 150 человек. Действовал лекционный и экскурсионный абонемент, совершались многочисленные выездные лекции в детские дома, пограничные заставы, вагоны-клубы. Девизом этого времени было «Искусство – в массы!». Методистом музея – обычно старейшим и опытным экскурсоводом – Е.К. Ресиной, И.В. Назимовой, Н.М. Барановской, О.Ф. Таланцевой – при отсутствии специализированной литературы велась серьезная методическая работа с молодыми сотрудниками. Методический совет состоял из старейших сотрудников музея. Именно по владению материалом определялся уровень подготовки молодого сотрудника, оценивались его владение речью, способность анализировать произведение, держаться перед публикой. Подготовка цикла лекций свидетельствовала о более высоком уровне профессионализма, требовавшем большего аналитического и ораторского мастерства. Лекторий музея в 1980-е годы насчитывал более 100 наименований лекций и был чрезвычайно востребован публикой. Интерес к нему угас только с активным введением в обиход сети Интернет в 2003–2004 годах; лекторий выходного дня из-за резкого падения посещаемости был отменен.  

Кроме временных выставок, экскурсий и лекций музей начал проводить на своей площадке и циклы концертов камерной музыки. Эти концерты в необычной обстановке пользовались большим успехом у посетителей. Помимо этих традиционных экскурсионных и лекционных форм работы в 1991 году на базе музея организована детская студия «В гости к Тюбику». Дошкольники занимались прямо в постоянной экспозиции музея.

Детская студия «В гости к Тюбику», бессменным руководителем которой в течение последних 24 лет является научный сотрудник отдела О.Е. Бригадная, постепенно трансформировалась в детский клуб и получила в 2005 году почетное звание «народной». В студии дети не только посещают музейные выставки, рисуют, организуют театральные представления, но и путешествуют вместе с родителями, познавая новые места Беларуси и соседних стран. В музее находится и солидный архив (около 16 тысяч) детских рисунков студии за последнее десятилетие ХХ – начала ХХI века. Надеемся, что в будущем этот бесценный архив станет основой Детского музея. За эти годы студию посетили около 950 детей.

В 1990-х годах началась компьютеризация музея. Дополнительные технические средства значительно расширили сферу научно-просветительской работы.

В 2004 году в музее появился собственный сайт на трех языках, который обновляется ежедневно, прослеживая постоянную хронику музейных событий, информируя всех интересующихся о выставках и мероприятиях. В 2014 году количество посетивших сайт достигло 110 тысяч. На сайте размещаются также и специально подготовленные юбилейные виртуальные выставки. В 2006 году в музейную экспозицию были введены информационные киоски, которые предлагали публике дополнительную информацию о выставках – документальные фильмы, слайд-шоу, презентации. В этом же году в музее впервые в стране была введена услуга аудиогида по постоянной экспозиции музея.Тогда она выглядела как аудиозапись на плейере.

С периода ввода нового корпуса в 2006 году музейные экспозиции разной тематики составили уже 19 залов, экскурсия по которым продолжается уже около полутора – двух часов. От научного сотрудника отдела потребовались знания не только классического русского и белорусского искусства, но и изучение коллекций стран Востока и Западной и Восточной Европы.

В отделе научно-просветительской работы в 2005 году был создан сектор мультимедийных технологий, который, успешно работая в течение 7 лет под руководством П.А. Яницкой, подготовил серию мультимедийных дисков по постоянной экспозиции музея, Мирскому замку. Это «Спасенные ценности», каталоги выставок «Алтарная живопись» и «Православная икона Украина. Россия, Беларусь».

В начале ХХI века исчезли одни и появились новые музейные стратегии научно-просветительской работы. Технический прогресс – чрезвычайно быстрое развитие Интернета – привел к падению спроса на компакт-диски, и сектор был упразднен в 2013 году.

В 2005 году появился специализированный сектор музейной педагогики под руководством Н.Г. Красуцкой, разрабатывающей авторские музейно-педагогические программы. Большое внимание стало уделяться музейным программам, ориентированным на небольшую группу посетителей и более углубленное изучение, погружение в тему определенной экспозиции. За семь лет работы сектором музейной педагогики было подготовлено более 19 программ различной тематики, которые востребованы у посетителей всех возрастов.

В 2014 году в музее на постоянной экспозиции впервые в республике начала действовать услуга аудиогида – персонального электронного гида на трех языках по постоянной экспозиции музея (60 трубок, 300 текстов по экспонатам). В 2015 году аудиогид в связи с увеличением посетителей из КНР заговорил и на китайском языке.

Новой формой работы отдела стало проведение музейных республиканских форумов, в которых активное участие принимают сотрудники отдела, и акций – «Ночь музеев», «Вераснёвая ноч у Мастацкім».

Международная акция «Ночь музеев», проводимая в Международный день музеев 18 мая, впервые прошедшая в музее в 2003 году, стала ежегодным событием музейной жизни города. Оригинальные программы, подготовленные в 2004–2014 годах сотрудниками отдела научно-просветительской работы И.Н. Скворцовой, З.В. Дудинским, Д.Г. Шантор, А.А. Степанцом, отличающиеся театральностью, выдумкой и активным привлечением волонтеров, всегда вызывали повышенный интерес у публики, особенно студенческой аудитории. За несколько вечерних часов работы через музей проходили от 4 до 8 тысяч человек.

В 2011 году в музее в экспозиционном пространстве появилось кафе, где можно отдохнуть и выпить чашку кофе, воспользоваться услугами бесплатного подключения к сети Интернет. В этом же помещении сейчас проводятся творческие встречи и лекции, презентации, кинопоказы и небольшие выставочные проекты молодых художников.

Особое внимание музей уделяет работе с категорией людей с ограниченными возможностями, подготовлены и проводятся специализированные экскурсии. Сотрудниками отдела при участии творческой группы «Мивия» был разработан и претворен в жизнь специальный проект «Искусство на кончиках пальцев». Можно прикоснуться к избранным, специально созданным экспонатам, а именно к тактильным интерпретациям картин Ивана Фомича Хруцкого «Фрукты» в исполнении Анны Белогурцевой и Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бирули «Зимний сон» в исполнении Натальи Цеван. Скульптуры мастеров Андрея Осташова «Пугающая» и «Похищение Европы», Александра Финского «Ощущение полёта», Андрея Заспицкого, Павла Лука. Каждый экспонат оборудован специальным аудиогидом и приспособлен для особенностей незрячих и слабовидящих посетителей.

Структурой отдела предусмотрено два сектора: музейной педагогики и маркетинга.

В 2013 году в отделе был создан сектор маркетинга, что  было вызвано насущной необходимостью усиления рекламной деятельности музея – через сайт, телевидение, печатные СМИ, организацией презентаций, чествований, концертов, кино и видеосъёмок и иных мероприятий в музее.

Первым руководителем сектора стала специалист с высшим специальным образованием именно в этой области Д.Г. Шантор, которая прошла стажировку в музеях Франции и Чехии и, поступив в аспирантуру, подготовила к защите кандидатскую диссертацию на тему «Коммуникация в современном культурном пространстве». В последствии сектор возглавляли: специалист по маркетингу А.А. Степанец (2014–2015), кандидат культурологии, доцент Белорусского государственного университета культуры и искусств И.М. Шумская (июль–декабрь 2015).  Е.И. Наборовская (с 2016 по август 2017 года), Е.Д.Елиневич (с сентября 2017 до июня 2018 года).

Проводя гибкую политику в области научно-просветительской работы и отвечая на непрерывно меняющиеся запросы времени, музей остается в числе наиболее любимых мест горожан и туристов.

 

Сотрудники отдела научно-просветительской работы (2018 год)

 

Екатерина Казимировна Ляшкевич – заведующая отделом 

  • Ольга Евгеньевна Бригадная – научный сотрудник, руководитель детской музейной студии «В гости к Тюбику»
  • Екатерина Ивановна Каленкевич – ведущий научный сотрудник (Декретный отпуск)
  • Надежда Михайловна Усова – ведущий научный сотрудник
  • Анна Владимировна Кузнецова  – (Декретный отпуск)
  • Марина Владимировна Трофимова – старший научный сотрудник
  • Пеньшин Роман Александрович - младший научный сотрудник

 

Сектор маркетинга marketing@artmuseum.by 

Светлана Анатольевна Воропай - заведующая сектором

  • Юлия Алексеевна Мишакова – ведущий научный сотрудник 
  • Анжелика Поликарповна Жигадло – научный сотрудник, диспетчер экскурсионного бюро (Декретный отпуск)
  • Ирина Васильевна Цибигей - диспетчер экскурсионного бюро
  • Павел Владимирович Стаяновский – специалист по маркетингу
  • Артем Андреевич Лапицкий - научный сотрудник
  • Мощёнок Алёна Игоревна - младший научный сотрудник
  • Рубашная Анастасия Владимировна - научный сотрудник
  • Михаленя Дарья Александровна - художник