Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

Венский след в минской коллекции (к атрибуции одного портрета)

В собрании Национального художественного музея Республики Беларусь находится «Портрет неизвестного художника». Произведение поступило в 1999 году в связи с празднованием 60-летия музея из Национального музея истории и культуры Беларуси (теперь Национальный исторический музей Республики Беларусь), куда, в свою очередь, вернулось из Государственного исторического музея Москвы в 1988 году как предмет из довоенных музейных фондов Беларуси (№ И 4277).

Согласно Книге поступлений основного фонда Национального художественного музея Республики Беларусь, портрет размером 63,5х46,5 см имеет неопределенное авторство, датируется серединой XIX в., был реставрирован в Москве [4] (рис. 1).

На портрете показан мужчина среднего возраста, гладко выбритый, в завитом парике, одетый по европейской моде в серый камзол с тонкими полосками поверх красной жилетки, застегнутой на все пуговицы, из-под рукавов камзола видны кружевные манжеты рубашки, на шее повязан галстук, на плечах синяя задрапированная накидка. Портретируемый изображен на фоне мольберта, где расположен эскиз будущего живописного произведения. Руки лежат на альбоме рисунков из Рима, о чем свидетельствует соответствующая надпись на итальянском языке «Disegnai da Roma. Anno 1750» на титуле, в правой руке – карандаш. Все перечисленные атрибуты указывают на то, что человек на портрете является художником.

Впервые рассматриваемое произведение было опубликовано Н.Ф. Высоцкой в альбоме «Живопись барокко Беларуси», где оно указано как «Портрет художника» и датировано 1750 г., то есть по упомянутой выше надписи (сама надпись ошибочно прочитана как «D. Fesnaї du Roma. Anno 1750»). Здесь следует отметить, что одежда портретируемого, обнаруженные предметы, характер живописи и материальные характеристики произведения действительно дают основание относить полотно к середине XVIII в. Поэтому, вероятно, дата, записанная в музейных документах, является ошибочной [3, с. 216, № 108].

Упомянутая публикация закрепила «Портрет художника» в контексте белорусской живописи. В музейной экспозиции произведение представлено в разделе древнебелорусского искусства, занимая соответствующее место в ряду портретов, отражающих самобытные культурные, художественные традиции, вкусы и мировоззрение представителей общества Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой.

Позже исследованием портрета занималась О.Д. Баженова. Ею были основательно изучены само произведение, в котором отмечались характерные автопортретные черты, а также музейная документация. Предполагаемым автором и одновременно портретируемым лицом исследовательница посчитала несвижского художника Ксаверия Доминика Гесского. В то же время автор атрибуции обратила внимание на значительные различия данного произведения от известных автопортретов Речи Посполитой середины XVIII в.: «Автопортреты художников Речи Посполитой середины XVIII в. – Мириса, Чеховича, Молитора – сконцентрированы на внутреннем психологическом состоянии (собственный социальный статус их не интересовал)».

Необычная репрезентативность «автопортрета К.Д. Гесского» объяснялась высоким положением в обществе: художник имел статус придворного у князей Радзивиллов. К сожалению, других портретов К.Д. Гесского для сравнения нет. Мало известна и биография художника, в частности документально не подтвержден факт пребывания его в Италии [1, с. 183–195].

Имеющиеся документы свидетельствуют о появлении портрета в Белорусском государственном историческом музее около 1921 г. Анализ музейных поступлений 1920-х, проведенный О.Д. Баженовой, обнаружил, что в это время многие произведения передавались из национализированных усадеб бывших Минской, Могилевской и Витебской губерний. Однако дальнейшая версия о том, что произведение могло происходить из усадьбы Ленских в Суле, куда было привезено художником Зеноном Ленским из окрестных Столбцов, Несвижа, или Слуцка, является гипотетической.

Таким образом, музейные документы не дают основания не только связать портрет с именем несвижского художника К.Д. Гесского, но и однозначно отнести его к художественному наследию Речи Посполитой [2, с. 64–65].

В связи с этим обретает значение аналогичное произведение, найденное нами в частной галерее Бориса Вильницкого в Вене, Австрия (Boris Wilnitsky Fine Arts). Оно чрезвычайно близко к портрету из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь по композиции, совпадают и их размеры (рис. 2). Тем не менее между портретами есть определенные различия, полотна являются вариантами. Так, на «минском» портрете за спиной художника на мольберте расположен только намеченный эскиз, в то время как на «венском» – законченное живописное произведение (теоретически данный факт может свидетельствовать о более раннем происхождении варианта из нашего музея). На сайте галереи Б. Вильницкого размещена статья, касающаяся атрибуции произведения. Автор утверждает, что на портрете изображен Игнатий Унтербергер (Ignaz Unterberger (1742–1797) – тирольский художник, а собственно картина могла быть написана как им самим, так и его старшим братом Кристофом (Christoph Unterberger (1732–1798). Однако убедительные доказательства этой гипотезы не приводятся, а внимание читателя обращается в первую очередь на стилистическое сходство с произведениями упомянутых художников и физиогномическую близость выраженного человека с родственниками Игнатия (портреты самого И. Унтербергера, вероятно, не сохранились) [6].

Вернемся к надписи: «Disegnai da Roma. Anno 1750» (рис. 3). На «венском» варианте портрета слово «Disegnai» видно не полностью. Надпись была прочтена как «Disegni da Roma» – «рисунки из Рима». Это обстоятельство дало возможность утверждать, что авторство альбома не обязательно принадлежит портретируемому художнику. Однако на произведении из НХМ РБ слово «Disegnai» читается однозначно. В итальянском языке [io] disegnai – форма инфинитива disegnare (рисовать) первого лица прошедшего времени и дословно переводится, как «[я] нарисовал». Поэтому, по нашему мнению, на обоих портретах мы видим именно автора альбома, датированного 1750г. Данный атрибут показан художником неслучайно и является отчетливым свидетельством его персоны (вспомним, что Игнатию Унтербергеру на то время было 8 лет) [6].

Приведенное несоответствие является одним из многих в статье, поэтому не будем на нем подробно останавливаться. В то же время отметим, что общая композиция, манера живописи, подчеркнутая парадность, наличие атрибутов действительно в большой степени приближают наше произведение к автопортретам тирольских художников. Более того, существование аналогичного произведения, которое не бытовало на белорусских землях, является весомым аргументом, который опровергает предыдущие попытки атрибуции «Портрета неизвестного художника» из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь [7].

Так или иначе, дальнейший поиск портретируемой личности и одновременно автора портрета продолжался нами именно среди тирольских художников середины XVIII в. В итоге мы убедились, что на портрете изображен Франц Антон Цайлер (Franz Anton Zeiller (1716–1794) – художник, родившийся в городе Ройтте (Reutte) в Тироли, Австрия. Выходец из семьи торговцев. Родители умерли рано, поэтому еще в детстве парень был взят в семью художника Пауля Цайлера (1658–1738), который отметил его талант как живописца. После смерти родственника Франц Антон покинул родной город и отправился в Аусбург, где его первым учителем стал выдающийся художник немецко-австрийского рококо Йохан Евангелист Хольцер (Johann Evangelist Holzer (1709–1740). Позже Цайлер работал и обучался у Готфрида Бернхарда Гёза (Gottfried Bernhard Göz (1708–1774), за два года, проведенные в его мастерской (1740–1742), сумел накопить достаточно средств, чтобы завершить обучение в Италии.

Ф.А. Цайлер прожил в Италии почти 10 лет и уехал лишь в начале 1750-х. В это время он продолжил свое образование в Риме (!), где обучался у художника итальянского рококо Коррадо Джаквинто (Corrado Giaquinto (1703–1765), в основном копируя произведения своего преподавателя. Известно, что по пребыванию в «вечном городе» Ф.А. Цайлер составил «Этюдник» («Skizzenbuch Franz Anton Zeillers»), который сегодня хранится в тирольском национальном музее Фердинанда в Инсбруке (Inv. Nr. T 2870) [5].

На тот факт, что в творческой биографии художника присутствует продолжительный итальянский период, следует обратить особое внимание в связи с атрибуцией портрета. Как отмечалось выше, на личное присутствие портретируемого художника в Риме указывает альбом рисунков («Skizzenbuch» ?), который он держит в руках, совпадает и время пребывания Цайлера в Италии. Подтверждает атрибуцию и произведение живописи, на фоне которого изображен художник. Фактически это фрагмент подготовительного картона для «Пыток Св. Фелицаты» – настенной росписи храма в бенедиктинском монастыре Оттобойрен (Kloster Ottobeuren) в Баварии, завершенного Ф.А. Цайлером в 1758 г. (рис. 5). Наличие «венского» варианта портрета позволяет предположить, что Ф.А. Цайлер несколько раз рисовал себя на различных этапах создания одного из своих самых выдающихся произведений [8, с. 8].

Таким образом, сделан значительный шаг в атрибуции «Портрета неизвестного художника» из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь. То, что на нем изображен именно Франц Антон Цайлер, не вызывает сомнений. В то же время его авторство определяется косвенно, по общей схеме, присущей автопортрету, а также на основании скромного сравнительного анализа – в Национальном музее Фердинанда в Инсбруке хранится миниатюрный автопортрет Ф.А. Цайлера (13,4х10), на котором – выбритый художник в завитом парике, одетый в камзол и жилет, с накидкой-драпировкой на плечах, держит в правой руке кисть, а в левой – палитру (рис. 4). Этот портрет очень близок по композиции к произведениям, рассмотренным в статье.

 

Станислав Чаус,

научный сотрудник

отдела древнебелорусского искусства

Статья опубликована в журнале «Мастацтва» №11/2014

Список иллюстраций:

Рисунок 1. Портрет из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь

Рисунок 2. Портрет Игнатия Унтербергера. Частная интернет-галерея Бориса Вильницкого

Рисунок 3. Надпись на титуле альбома «Disegnai da Roma. Anno 1750»

Рисунок 4. Ф.А. Цайлер. Миниатюрный автопортрет. Вторая половина XVIII в. 13,4х10 см. Тирольский национальный музей Фердинанда, Инсбрук

Рисунок 5. Ф.А. Цайлер. Пытка Св. Фелицаты и ее семи сыновей. 1758. Роспись храма в монастыре Оттобойрен, Бавария

Рисунок 6. Сопоставление образов на портретах из Национального художественного музея Республики Беларусь и частной галереи Бориса Вильницкого с фрагментом произведения Ф.А. Цайлера «Пытка Св. Фелицаты и ее семи сыновей». 1758

Список литературы:

  1. Баженова, О. Автопортрет художника 1750 г. Проблема атрибуции / О. Баженова // Музейны веснік. Выпуск 3. – Минск: ЮНІПАК, 2006. – С. 62–67.
  2. Баженова, О.Д. Радзивилловский Несвиж. Росписи костела Божьего Тела. / О.Д. Баженова – Минск: Харвест, 2006. – 414 с.
  3. Высоцкая, Н.Ф. Жывапіс барока Беларусі / Н.Ф. Высоцкая. – Мінск: Беларуская Энцыклапедыя, 2003. – 304 с.
  4. Кніга паступленняў прадметаў асноўнага фонду // Нацыянальны мастацкі музей Рэспублікі Беларусь
  5. Franz Anton Zeiller / Wikipedia – die freie enzyklopädie [Электронны рэсурс]. – 2014 – Рэжым доступу: http://de.wikipedia.org/wiki/Franz_Anton_Zeiller – Дата доступу: 26.05.2014.
  6. Ignaz Unterberger (1748–1797) “Self-portrait or portrait of brother Christoph”, important discovery!! / Boris Wilnitsky Fine Arts [Электронны рэсурс]. – 2001 – Рэжым доступу: http://www.wilnitsky.com/scripts/redgallery1.dll/details?No=36962 – Дата доступу: 12.03.2014.
  7. Portraits in Tirol suchen und finden / Tiroler portraits [Электронны рэсурс]. – 2014 – Рэжым доступу: http://www.tirolerportraits.it/de/Portraits-suchen.aspx – Дата доступу: 05.05.2014.
  8. Stoll, P. Gottfried Bernhard Goz, Franz Anton Zeiller und die Rosenkranzspende von Scheer / Peter Stoll // OPUS – Augsburg University Publication Server [Электронны рэсурс]. – 2014 – Рэжым доступу: http://opus.bibliothek.uni-augsburg.de/opus4/frontdoor/index/index/docId/1559 – Дата доступу: 26.05.2014.