Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

Екатерина Юнге «Осенний день в саду Лефортовского дворца». История одного произведения

К выставке «От реализма к импрессионизму» (русская живопись второй половины XIX – начала ХХ века) из собрания Государственной Третьяковской галереи (Москва)

Екатерина Фёдоровна Юнге родилась 24 ноября 1843 года, в день Святой Екатерины в Санкт-Петербурге, в семье медальера и художника, вице-президента Академии художеств, графа Фёдора Петровича Толстого. С детства в доме отца она видела многих замечательных деятелей науки и искусства, практически всех русских писателей той эпохи. Это сыграло исключительную роль в развитии ее творческих дарований, потому как в то время женщинам еще был закрыт доступ к получению профессионального художественного образования. Поэтому сведения о ее творческом пути крайне скудны: русская художница-акварелистка, мастер пейзажа и портрета, мемуаристка. На самом деле, Юнге – одна из первых женщин-живописцев и педагогов, получивших признание в России и за рубежом. Медалистка Всероссийской и Парижской всемирной выставок. Основательница первой в России рисовальной школы для девушек в Киеве. Автор исследования «Русские женщины в искусстве». 

Полотно «Осенний день в саду Лефортовского дворца» было написано Екатериной Юнге в 1892 году. В нем зрителю открывается многокрасочность и светоносность природной среды, которой пейзажисты последней трети XIX века увлекались, окончательно встав на путь пленэрной живописи. При этом натура постигнута ею цельно, она не расщеплена на отдельные цветовые и световые эффекты. Контрасты и противопоставления носят случайный характер. Она передала не свои впечатления от увиденного, а саму природу, почтение перед значительностью ее бытия. Екатерина Юнге не просто использует типичные для золотой осени оттенки теплых тонов, от светло-желтого до багряного, она выступает как тонкий лирик, умело передающий настроение и красоту природы. Одетые в золотой наряд деревья как бы выполняют роль кулис, подчеркивают глубину и перспективу и вместе с тем приглашают зрителя заглянуть в один из уголков сада, заложенного самим Петром I в 1703 году и названного в честь Франца Лефорта, друга и учителя Петра. Этот поражающий воображение сад был на самом деле системой садов, объединяемой извилистой лентой реки Яузы – души сада. Вода играла главную роль в создании его образа. Но здесь нет прямого указания на историческое место и время создания сада. Мы не видим вековых деревьев, аллей, продуманных линий в пространстве. Нет ничего, что говорило бы о былом величии. Время стерло замысел его создателей.

Видны следы запустения, но в этой грусти нет печали, наоборот, в ней так много золотого сияния. Природа, одетая в золото, прекрасна и полна волшебной прелести своей.  На переднем плане сверкает зеркальной гладью небольшой пруд с затейливо изогнутыми берегами и крохотным островком слева.  Берега его «оплыли». Деревья, которых уже не касались ножницы садовника, свободно разрослись; широко раскинув свои ветви, склонившись, они будто вглядываются в свое отражение. Необыкновенно хороши, одетые в прозрачное кружево марева, которое подернуло осенний пейзаж. Небольшие пятна зелени, отражение золота в воде, тонкие сочетания переливов синего дают нам возможность почувствовать неповторимую красоту и праздничное настроение осеннего дня.

Автор текста: Надежда Красуцкая, заведующая сектором музейной педагогики отдела научно-просветительской работы Национального художественного музея Республики Беларусь