Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

Древний мир, реплика прекрасного. Выставка от идеи до открытия. Часть 1

Данной статьей мы открываем серию публикаций, в которых будем рассказывать об основных этапах музейной работы и процессах, происходящих за стенами административных зданий. Нам важно, чтобы наши посетители увидели музей как связную систему.

Вместе мы будем следить за процессом создания выставки, которая «вот прямо сейчас», буквально в течение этого месяца, буквально рождается в стенах музея. Уже осенью этого года в стенах постоянной экспозиции Национального художественного музея Республики Беларусь появится новый  выставочный проект под названием «Древний Мир. Реплика прекрасного».

От возникновения самой идеи «показать» произведения искусства до ее реализации читатель на виртуальном уровне сможет вместе с музейными сотрудниками пройти этап изучения и выбора конкретных предметов, попасть в реставрационные мастерские, выстроить (словно написать роман) экспозицию. Параллельно с этим будут собираться и систематизироваться исторические и искусствоведческие материалы о проекте. Ведь выставка – это не просто набор произведений искусства, это новое информационное пространство.

 

Фонды, или Что такое работа музейного сотрудника на самом деле 

Количество предметов, скрытых в музее, в фондах (иначе говоря «запасниках»), на несколько порядков превосходит выбранное для постоянной экспозиции. В подвалах, за толстыми железными дверьми, запертые, в тусклом прохладном свете, стоят скульптуры. В ряды выстроены многочисленные полотна, «прячутся» в тени и шедевры декоративно-прикладного искусства. Описанные и занесенные в специальные книги и документы, произведения имеют свой «паспорт», будто каждый из нас. Они не выходят годами на свет, не показываются людям. А наверху, в нишах, на стенах – счастливчики. Экспозиция музея – это «выборка», краткий рассказ обо всем, что хранится внутри.

Есть мнение, что музей – это кладбище искусства. Что предметы попадают в подвал и оттуда не возвращаются! К счастью, это не правда! И мы это  постараемся доказать.

Первая причина, по которой основная экспозиция музея так мала по сравнению с общим количеством хранящихся в нем произведений, заключается в невозможности выставить все чисто физически. Судите сами! В запасниках Национального художественного музея Республики Беларусь уютно живут более тридцати тысяч произведений искусства. Их не то, что выставить трудно! Посетитель попросту не сможет все осмотреть. Согласитесь, неэффективно. Такая «тяжелая артиллерия» из 30 тысяч произведений искусства, представленная на всеобщее обозрение, не несла бы никакой смысловой нагрузки.

Экспозиция же – это подробный, системный, научно выверенный и оттого стройный рассказ о том периоде истории искусств, которому она посвящается.

На современном этапе музейное дело руководствуется следующими принципами музейной науки:

Систематизация экспозиции уже давно используется музеями. Выставки, допустим декоративно-прикладные, делятся по областям материальной культуры. Это подразумевает разделение коллекции на керамику, предметы из дерева, из металла, ткани. Такой принцип формирования экспозиции художественных музеев называется «академический ряд» и основой этого принципа является научная история искусства. Иными словами, академический ряд демонстрирует постепенно, «поступательное» развитие искусства региона или направления в частности или в целом, в мировом контексте.

Для того, чтобы выстроить такой «академический ряд», достаточно десятой части от всего экспозиционного потенциала. И этот ряд является своего рода «говорящим» пособием.

Вторая причина, по которой все же большинство экспонатов находится в «запасниках», заключена в том, что «демонстрационная» функция (как ни парадоксально!) – не основная для музея.

Оказывается, его приоритетной задачей является сохранять и исследовать предметы досконально, классифицировать их. Таким образом, собирание превращается в знание.

Исследование – «теневая» музейная работа. Ее «светское» воплощение – образование. Не скупость движет музеем: на знания, пришедшие путем скрупулезной научной работы, музей щедр!

И именно это знание – краеугольный камень диалога между посетителем музея, который тянется к искусству, и коллекцией музея – искусством, которое тянется к человеку.

 

В основных фондах Национального художественного музея Республики Беларусь в тишине и покое три (или более – целую жизнь) десятилетия обитают скульптуры – искусные слепки, «отцы» которых – это оригинальные шедевры египетского, шумерского, греческого, римского и средневекового готического искусства.

Эти слепки созданы в старейшей репродукционной мастерской при Лувре L’atelier de moulage. Моложе одного из самых значимых европейских музеев всего на несколько лет, эта мастерская была основана в 1794 году под влиянием идей Просвещения. Факт ее создания и содержание деятельности (копирование оригинальных предметов искусства) был созвучен просветительской функции музея.

Те слепки, что хранятся у нас, «родились» в 50-х годах ХХ века. Отлитые в натуральную величину, скульптуры и рельефы охватывают богатую историю Древнего мира. Появлению этих предметов в коллекции в 1976 году музей обязан Надежде Ходасевич-Леже (1904–1982) – деятельнице искусства ХХ столетия, белоруске по происхождению, жене французского художника-абстракциониста Фернана Леже (1881–1955). Именно она, посетив в том году Советский союз, преподнесла такой царский подарок музею в лице тогдашнего директора Елены Васильевны Аладовой (1907–1986).

L’atelier de moulage – это название лучше всего переводится на русский как мастерская слепков. Создание слепка – это искусство воспроизведения скульптуры по оттиску, делаемому с оригинального предмета. Воссоздание предмета – процесс, известный с древних времен, цель которого сохранение, передача и распространение культурного наследия.

Древний Рим воспроизводил в бронзе шедевры греков. Ренессанс – античную скульптуру, обнаруженную при раскопках.

А на Востоке, вообще, в пространстве «рынка искусства» господствует мнение, что важно само исполнение произведения, совершенство техники, соблюдение установленного первоисточником канона. А вот первичность вторична. Да-да! Важно именно знание, эстетическая уникальность и последовательность повествования. И именно этим сейчас заняты музейные сотрудники, создавая проект «Древний Мир. Реплика прекрасного».

Работа предстоит масштабная. В следующих статьях мы расскажем об историческом периоде, которому посвящена экспозиция, о подготовке произведений к выставке, об экспонировании как науке, и о том, как из осколков истории пишется увлекательный рассказ.