Михаил Петрович Станюта

Михаил Петрович Станюта (1881−1974)

“Рисованием увлекся еще в детстве. 
Рисовал “как мог” и “что мог”.
Перерисовывал иллюстрации с книжек,
пробовал делать наброски с натуры –
карандашом или пером.
Акварельные краски купил уже,
когда стал на “самостоятельный”
жизненный путь”.
М.П. Станюта.

В 2006 году исполнилось 125 лет со дня рождения Михаила Петровича Станюты, талантливого белорусского советского живописца, графика, вдумчивого педагога.

Михаил Станюта родился 19.09(1.10.)1881 года в городе Игумене (теперь Червень) Минской губернии. Учился в художественной студии Я.М. Кругера в Минске (1908−1911), Высших художественно-технических мастерских в Москве (1918−1920). Преподавал рисование в школах, художественных студиях и кружках в Минске (1920−1939). Художник − автор тематических картин, портретов, пейзажей, натюрмортов. Наша выставка знакомит зрителей со Станютой-портретистом − внимательным, честным, точным в характеристиках. Эти работы не потеряли своей выразительности и на сегодняшнее время.

Портрет дочери. 1923 г.

«Портрет дочери», созданный в 1923 году (первоначальное название − «Эскиз к портрету») − признанный шедевр художника. На нем изображена Стефания Михайловна Станюта (1905—2000) − народная артистка Беларуси, актриса Белорусского государственного академического театра имени Янки Купалы, которому она отдала более 70-ти лет творчества.

Девичье обаяние модели, ее красоту и изящество помогает раскрыть колорит работы − многоцветный, неспокойный, а также своеобразная орнаментальность. Полотно дышит сияющей юностью, верой в свои способности и в свою мечту, присущей 18-летней актрисе, в то время ученице Белорусской драматической студии в Москве. О «Портрете дочери» сама Стефания Станюта вспоминала так «…однажды, когда летом отдыхала дома, отец решил написать мой портрет − а может, я сама предложила или попросила, и все получилось быстро и просто, без подготовки. В серо-голубом сатиновом платье с короткими рукавами, с узким белорусским пояском на голове, я села на столе, подкрутив ноги, опираясь на стол руками и смотря куда-то в сторону, а обе косы легли на колени. Скорее всего все это я сама и придумала позировать именно так, потому что припоминаю, как делала «фон», развешивая синий платок и закрепляя на нем что-то вроде бантов из красной гофрированной бумаги. Отец взял лист бумаги, примерно метр на полметра, и за один или два сеанса этот декоративно-плоскостный портрет темперой был готов».

Портрет художника М. Филипповича. 1925 г.

Кисти Станюты принадлежит и портрет Михаила Матвеевича Филипповича (1896−1947), друга художника, одного из самых ярких белорусских живописцев 1920-х годов. Он обладал большой природной одаренностью, плодовитостью, широтой интересов, а в его творчестве преобладали национальные темы.

В портрете Станюта стремится запечатлеть и передать зрителю образ в первую очередь белоруса, с характерной природной мягкостью, непосредственностью, доверчивостью, грустным покоем, в результате чего получилось глубоко психологичное произведение. Работа сдержана по живописному и композиционному решению: глухой фон, плоскостность изображения, спокойный колорит. Стефания Станюта вспоминала: «…папин портрет Филипповича: он молодой еще, каким я его помню в начале двадцатых годов. <...> Написал его с меховым воротником − тот носил модную тогда «бекешу», такое как будто пальто со сборками на спине».

Автопортрет. 1935 г.

К 1930-м годам Михаил Петрович Станюта достиг своей творческой зрелости; в то же время, это период резкого перелома в белорусской культуре. Началось преследование национальной интеллигенции, появился новый термин советской эстетики − «социалистический реализм». В «Автопортрете» 1935 года в полной мере передано то состояние растерянности, в котором пребывал тогда 54-летний мастер.

Работу отличает темный колорит, крепкая реалистическая манера; в ней нет традиционных атрибутов, указывающих на профессиональную принадлежность портретируемого: перед нами не творец, не поклонник искусства, а задумчивый, пожилой человек. Этот портрет ярко иллюстрирует возникшую в советское время концепцию нового типа художника − не творческой индивидуальности, а труженика культуры.

Авторы проекта: 
Текст – младший научный сотрудник научно-исследовательского отдела современного белорусского искусства НХМ РБ Ю.С. Бузенок ;

Иллюстративный ряд (оцифровка произведений) - Д.Н. Козлов;

Размещение на сайте – зав. сектором мультимедийных технологий НХМ РБ П.А. Яницкая.

Вернуться >>