К 125-летию со дня рождения Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (1884–1967)

В русском искусстве начала XX столетия трудно найти другого художника, чье видение мира было бы так безмятежно-радостно, так исполнено веры в светлые истоки жизни. Избежав соблазна «новейшими» течениями и направлениями, возникавшими на изломе веков, Серебрякова в своем творчестве сохранила верность тем классическим традициям, в которых была воспитана.

Мать Зинаиды Евгеньевны Екатерина Николаевна происходила из славного рода Бенуа, давшего русской культуре целое созвездие замечательных художников. Прадед – Альберт Кавос – архитектор, один из создателей Большого театра в Москве. Дед – Николай Леонтьевич Бенуа – профессор, академик, председатель Петербургского общества архитекторов. Его сыновья – родные братья Екатерины Николаевны: Александр Николаевич – художник, график, историк искусства, один из организаторов «Мира искусства»; Леонтий Николаевич – архитектор, профессор Императорской Академии художеств; Альберт Николаевич – председатель Русского общества акварелистов. Сама Екатерина Николаевна в молодости посещала классы Академии художеств, писала маслом и акварелью. По выражению одного из современников, дети в семье Бенуа «рождались с карандашом в руке». Не менее известен был и отец будущей художницы – скульптор Евгений Александрович Лансере. После его смерти Екатерина Николаевна с шестью детьми (Зине – самой младшей – было два года) поселилась в Петербурге в доме Н.Л. Бенуа. Царивший здесь дух высокого искусства был той питательной средой, в которой развивались художественные дарования детей. Брат Зинаиды Евгеньевны Николай впоследствии стали архитектором, Евгений – живописцем и графиком.

Рисование с детства стало любимым занятием Зины Лансере. Закончив в 1901 году гимназию, она поступила в частную художественную школу кн. М.К. Тенишевой, но вскоре вместе с матерью и сестрами отправилась в Италию, где увидела воочию замечательные творения великих мастеров эпохи Возрождения. Вернувшись в Петербург в 1903 году, два года занималась в мастерской известного портретиста И.Э. Браза. Осенью 1905 года, выйдя замуж за Б.А. Серебрякова, Зинаида Евгеньевна вместе с ним уехала во Францию, где провела несколько месяцев, изучая живопись в одной из художественных студий Парижа. Из французских мастеров самое сильное впечатление на нее произвели Франсуа Милле и Огюст Ренуар.

В феврале 1909 года в Петербурге на выставке «Союза русских художников» З.Е. Серебрякова впервые была представлена 14 произведениями, из которых особенно понравилась картина «За туалетом» (находится в Государственной Третьяковской галерее). Созданный в ней образ самой художницы, сияющий молодостью и радостью жизни, покоряет живописным мастерством и удивительной свежестью чувства. Ощущение бытия как гармонии мира и человека, умение найти поэзию и красоту в простом и привычном Серебрякова претворяла в классически ясные художественные формы, отличающиеся чистотой линий, звучностью цвета, светлым эмоциональным строем.

В собрании Национального художественного музея находятся четыре произведения З.Е. Серебряковой.

С портрета Евгения Золотаревского (1922 г., холст, масло) на нас задумчиво смотрит темноволосый подросток, сидящий за столом перед раскрытой книгой. Тонкие черты лица исполнены благородства и достоинства, серьезен взгляд глубоких карих глаз.

Светлое поэтическое настроение, навеянное книгой, придает облику мальчика удивительную одухотворенность, на наших глазах как будто совершается таинство пробуждения души. Вспоминается пушкинское: «…в те дни, когда мне были новы все впечатленья бытия…» Окружающий мир кажется неизведанной планетой, полной тайн и загадок. Быть может, оттого в темно-синем цвете фона можно почувствовать бездонность Космоса, безграничность Вселенной, где шумят океаны и манят далекие звезды. В радостном звучании синего и белого цветов, в упругом ритме линий рождается обаятельный образ Юности с ее душевной чистотой и открытостью миру.

С особенно теплым чувством Серебрякова изображала своих детей, которых у нее было четверо: мальчиков – Шуру и Женю и девочек – Тату и Катю. Зинаида Евгеньевна рисовала их, начиная с первых дней жизни; подрастая, они позировали ей для больших композиций.

Картина «Катя с натюрмортом» (холст, масло) написана в 1923 году. На ней изображена младшая дочь художницы Екатерина Борисовна Серебрякова (родилась в 1913 году, с 1928 года живет в Париже).

В композиции с большим мастерством соединены несколько жанров: девочка чистит яблоко за столом, на котором «вкусно» разложена всевозможная снедь. Необычный ракурс – мы смотрим на стол чуть сверху – позволяет внимательно рассмотреть изображенный на первом плане великолепный натюрморт. Увлекаемые энергичным линейным ритмом округлые формы оранжевых репок, желтых яблок, цветной капусты, розового и белого редиса, фарфоровых тарелок образуют на холсте сложный изысканный «узор». Замечательно передана естественная, грациозная поза Кати. Плавные, гибкие линии ее спины и рук повторяются в гребне большого кочана сине-лиловой капусты, складках белой скатерти, изгибах лежащих на большом блюде серебристых щук. Гармония чистых ярких цветов создает бодрое жизнерадостное настроение. Образ девочки среди чудесных даров природы сияет чистотой и свежестью летнего утра. Юная расцветающая жизнь, улыбаясь, смотрит на нас с картины, вдохновленной нежной материнской любовью.

В 1920-е годы в творчестве Серебряковой появились образы балерин-танцовщиц петербургского Мариинского театра.

Серебрякова знала и любила театр с детства. В семье Бенуа, где она росла, существовал настоящий культ сцены, дядя Зинаиды Евгеньевны Александр Николаевич Бенуа был одним из самых известных мастеров театрально-декорационного искусства. В хореографическом училище занималась старшая дочь Таня.

На протяжении нескольких лет Серебрякова приходила в театр перед спектаклями и зарисовывала одевающихся и гримирующихся балерин.

Художница создавала не только портреты артистов балета, но и композиции, передающие атмосферу артистических уборных. К числу таких произведений относится картина «В балетной уборной» (1922–24 гг., фанера, темпера, гуашь).

Яркий свет ламп освещает разделенную перегородками просторную комнату с гримерными столиками и большими зеркалами. На старинном диване, полу, стульях лежат шляпные картонки, коробки, театральные костюмы. Балерина, стоя к зрителю спиной, завершает свой туалет, ее легкая фигурка в воздушной пачке напоминает хрупкую фарфоровую статуэтку. Композицию отличает свободная, изящная манера письма. В цветовой гамме гармонично сочетаются охристо-коричневые, серо-голубые, темно-красные тона.

Большое место в творчестве Серебряковой занимает пейзаж. Она много работала с натуры в любимом Нескучном – имении под Харьковом, где с увлечением писала цветущие сады, поля, пашни, стога сена. В Царском Селе и Гатчине ее привлекали памятники архитектуры, парки, интерьеры дворцов. Живя с 1924 года за границей, художница писала пейзажи Франции, Италии, Швейцарии.

Хранящийся в коллекции музея «Пейзаж с деревьями» (бумага, темпера) создан в 1909 году.

Высокие горы, окутанные сиреневой дымкой, образуют глубокую чашу, на дне которой растут два больших дерева. Своими формами они напоминают сказочных жар-птиц, расправляющих крылья: как вихрь стремительны крупные размашистые мазки, «создающие» их ржаво-золотую осеннюю листву. Широкая обобщенная манера письма, сдержанная цветовая гамма охристых, коричневых, серых, сиреневых тонов придает пейзажу величественный, торжественный характер.

Мир образов, созданных З.Е. Серебряковой, удивительно гармоничен, полон трепетного отношения к жизни. Один из критиков, хорошо знавший творчество художницы, сказал о ней замечательные слова: «…она необычайно современна, но современность ее связана с вечностью…»

Авторы проекта: 
Текст – Зав. сектором лекционно-экскурсионной работы отдела научно-просветительской работы НХМ РБ М.А.Щербакова
Иллюстративный ряд (оцифровка произведений) - Д.Н. Козлов

Размещение на сайте – Зав. сектором мультимедийных технологий отдела научно-просветительской работы НХМ РБ П.А. Яницкая

Авторы проекта выражают особую благодарность: 
Хранителю фонда, ведущему научному сотруднику Е.Д. Шапошниковой, сотрудникам технической службы, за помощь в организации выставки.

Вернуться >>