Алексей Кондратьевич Саврасов. К 175-летию.

«… В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная прелесть, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна….», писал поэт Николай Заболоцкий.

Алексей Кондратьевич Саврасов не только увидел подлинную прелесть родной русской природы, но и сумел воплотить ее на своих полотнах с замечательной живописной силой. «Изучайте природу, пишите этюды, И, главное, чувствуйте», – говорил он своим ученикам. Взгляд Саврасова на природу отличался такой непосредственностью и свежестью, каких еще не знала русская живопись. Романтическое отношение к миру и редкий талант помогали художнику находить красоту и поэзию в самых простых, обыденных вещах. А. К. Саврасов стал создателем национального лирического пейзажа, его картины «Грачи прилетели» и «Проселок» открыли новые пути для дальнейшего развития пейзажной живописи.

А. К. Саврасов родился в Москве в небогатой купеческой семье в 1830году. Художественное образование получил в Московском училище живописи и ваяния. Его учителем был К. И. Рабус, личность яркая и незаурядная, человек, беззаветно преданный искусству. После окончания училища Саврасов отправился за границу, он побывал в Германии, Швейцарии, Франции, Англии Эти поездки помогли художнику сильнее почувствовать своеобразие родной земли. Его новое видение пейзажа и стоящих перед ним задач совпало со сложными процессами, происходившими в общественной жизни России второй половины 19 века.

Изобразительное искусство приобретало все более демократический характер, в нем проявлялась тесная связь с передовыми общественными настроениями. Жизнь русского народа во всей ее сложности и полноте стала основным содержанием многих произведений. Утверждение национальной тематики происходило и в пейзажной живописи. Главная особенность русского реалистического пейзажа второй половины 19 века – простота мотива. Новые эстетические ценности требовали иного образного строя, иного живописного языка. На этом новом языке «заговорили» со зрителями картины А. К. Саврасова.

В собрании Национального Художественного музея РБ находятся четыре произведения, созданные художником в 60—90 гг. 19 века.

Картина «Закат» (58,5 ´ 80,5. Справа внизу: 1862. Саврасовъ; Приобр. в 1957г. у частного владельца. РЖ-874) написана в 1862 году.

…Медленно угасает теплый летний вечер. Последние лучи заходящего солнца озаряют могучие дубы на опушке леса, убегающую в даль дорогу. Тщательно выписан первый план: разъезженные колеи, придорожные травы и цветы. Все в картине дышит покоем и тишиной. В цветовой гамме преобладают коричневые и зеленые тона, которые оживляет красно- золотая полоса заката. Саврасов создает торжественный, величавый пейзаж, наполненный эпическим звучанием.

Пейзаж «Вечер» 1877года (141´ 105.Справа внизу: 1877. А. Саврасовъ. Пост. в1950 г. из фондов ДХВП. РЖ—1484) иной по настроению…. Поздняя осень. В болотце, изображенном на первом плане, отражаются сумрачное небо и высокие, уходящие в небо стволы сосен, растущих на небольшом взгорке. Большую часть холста занимает небо, затянутое вечерней мглой. Цветовая гамма выдержана в темных, охристо-коричневых тонах. Картина рождает пронзительное чувство одиночества, затерянности в неуютном, осеннем мире.

Пейзаж «Зимняя дорога» (47х71.Слева внизу:А.Саврасовъ Приобр. в 1962 году у частного владельца. РЖ—837) создан в1870-е гг.
Над заснеженной равниной нависает низкое небо, мастерски написанное в богатой оттенками гамме светло-серых и темно-серых тонов. Крошечная деревушка,едва заметная среди снегов, кажется совсем заброшенной. Дорога теряется в необозримой дали. От картины веет печалью бескрайних русских равнин, особенно унылых зимой.

«Ранняя весна»(1880—1890-е гг. Одноименный вариант 1880-1890-х гг. находится в ГРМ. 51х 38. Слева внизу: А.Саврасовъ. Приобр. в 1948 году у частного владельца.РЖ—627) по мотиву напоминает знаменитую картину «Грачи прилетели» ( Саврасов часто повторял ее для заказчиков).

Все здесь близко и знакомо русскому сердцу: мартовский тающий снег, стоящие в сугробах голые деревья с гнездами грачей на тонких ветвях, полуразрушенный забор, небольшая церковь с колокольней. Неказистый, неприметный уголок, каких тысячи в любом городе средней России. Но как содержательна, как значительна эта простота! Кажется, мы дышим сырым воздухом ранней весны, слышим крики грачей, видим над собой хмурое небо с прозрачными облаками. Живая природа во всей прелести первых весенних дней претворяется в поэтический, одухотворенный талантливой кистью образ России. Глядя на этот небольшой пейзаж, невольно вспоминаешь слова П. М. Третьякова: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес. Дайте мне хоть грязную лужу, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника». В этих словах заключена целая эстетическая программа нового времени. Продолжая в своем творчестве традиции Венецианова и его школы, А.К. Саврасов обогащает русский национальный пейзаж новыми мыслями и чувствами.

А.К.Саврасов был не только замечательным художником, но и превосходным педагогом. Достаточно назвать имена двух его учеников: Исаак Левитан и Константин Коровин. И. Левитан сказал о своем учителе прекрасные слова: «Саврасов старался отыскать в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле».

Текст – Заведующая сектором экскурсионной и лекционной работы НХМ РБ Щербакова М.А.
Иллюстративный ряд (фотографирование) – Козлов Д.Н.

Размещение на сайте – Заведующая сектором мультимедийных технологий НХМ РБ Яницкая П.А.

Вернуться >>