Ностальгия по зиме. Семь зимних пейзажей Абрама Кроля
Виртуальная выставка

Абрам Иосифович Кроль (1913-1990) представлен в Национальном художественном музее 64 живописными произведениями.  Уроженец Койданова из семьи рабочего,  15-летним подростком он  поступил в Витебский художественный техникум, где  учился до переезда в Минск  в 1932 году. Ученик Льва Лейтмана и Федора Фогта Кроль после окончания техникума  попал  в разряд «образцовых живописцев соцреализма».  Сейчас трудно представить, но ему,  19-летнему молодому  художнику, распределенному в «Белиздат», доверили оформление экспозиций музея Революции, Дома первого съезда РСДРП, Музея Труда. В 1930-е годы  он оформлял колонны революционных праздников и физкультурных парадов.

Автопортрет. Этюд. 1950-е. 

 В годы войны художник  был  призван в действующую армию и  дошел  до Берлина, являясь карикатуристом и фотокорреспондентом (с фотоаппаратом «Лейка»)  фронтовой газеты,   получил две боевые медали «За отвагу» и «За боевые заслуги».  В память о семье, погибшей в  минском гетто, Абрам Иосифович создал серию произведений, посвященных гетто и переданных в 1990-е годы  его семьей в музеи Израиля.  С 1940-х годов  Кроль  работал  главным художником Музея Великой Отечественной войны,  был автором первой экспозиции музея, в 1970-е годы – заместителем директора музея по художественной части. 

 В его  творческой биографии немало картин на тему войны («Боевое задание», «Минский котел» и др.), а также заказных тематических картин на историко-революционную тему: «Провозглашение Советской власти в Белоруссии» (1948), «После Курловского расстрела» (1957), «Перед обыском» (1958), «Решающий день» (1966-1967), «Рождение республики» (1968). Но лучшие  и неустаревающие его картины написаны не по заказу, а по велению души  уже в мирное  послевоенное время, в 1960-е годы.

Кроль имел недюжинные способности к тематической картине.  Его художественное образование  – 4 года учебы в Витебске и 2-годичные курсы переподготовки  в Минске – позволило ему уверенно писать многофигурные картины, строить композицию и пространство картины.

В пейзажной живописи он, вероятно, находил успокоение и гармонию,  в природе родных мест черпал  вдохновение и мог проявить себя  не только как  проникновенный  лирик и певец природы, но и живописец- экспериментатор. Он уверенно работает мастихином, создавая мягкие цветовые и ахроматические растяжки, активно применял раздельный мазок. Кроль предпочитал зимний пейзаж  летнему,  хорошо чувствовал тональность белорусской зимы с ее серенькими днями, сумрачным небом и большими сугробами, которые у него решены тонкой  тоновой нюансировкой.  Он хорошо усвоил урок своего учителя Льва  Лейтмана: « …Главное в нашей работе  – умение видеть».

Зима у него представляется  и  в праздничном варианте,  с солнечными днями и искрящимися   инеем деревьями,  и буднично, в городском пространстве с  сугробами и оттепелями, в обыденном обличье повседневной жизни горожанина.

Зимой работать  с натуры физически нелегко, но Кроль, как вспоминают современники,  любил  дальние   пленерные вылазки.  «Абраму Иосифовичу всегда хорошо писалось зимой, когда природа тиха, формы и  линии лаконичные, обобщенные и только  наитончайшие нюансы тона выдают дыхание жизни», -- писал исследователь его творчества Олег Сурский  в  1986 году. В  его зимних пейзажах есть все приметы господствовавшего тогда «сурового стиля» с лаконизмом и монументальностью, сдержанностью колористической гаммы, есть неизбежная  сюжетная сторона – лыжники на пробежках, спортивные соревнования, есть и монументальные эпические пейзажи, созданные под впечатлением от произведений видных пейзажистов Сергея Герасимова, Виталия Цвирко и Георгия Нисского. Но есть серия пейзажей, в которых видится собственный почерк Абрама Кроля. Это   лирические произведения «Иней» (1960), «Белая тишина» (1962), «Утро» (1963), «Белорусский простор», «Шоссе» (1967), «Новый Минск» (1969).  Почти в каждом из них – бесконечность пространства, мотив дороги или бегущего вдаль шоссе, бескрайних  белых полей и тонущих в снегах хат. В каждом из них  образ его Родины, которую он нежно любил.

Автор текста: Надежда Михайловна Усова, ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Республики Беларусь

Белорусские просторы. 1967. Холст, масло. 125х204

Март. 1967. Холст, масло. 119х127

Лыжная трасса. 1970-1971. Холст, масло. 115х140

К весне. 1979. Холст, масло. 80 х95

Купаловский тополь. 1961. Холст, масло 71х89

Зима 1965. Холст, масло. 50х70

Зима. Тает. ДВП.50х70

 

Вернуться >>