К 140-летию В.К. Бялыницкого-Бирули (1872 – 1957)
Виртуальная выставка

В историю русского и белорусского искусства конца XIX – первой половины ХХ в. Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля (1872 – 1957) вошел как продолжатель традиции реализма, мастер лирического пейзажа.

Родился художник в Могилевской губернии (имение Крынки близ Белыничей). Около 1885 г. он окончил пятилетний курс Владимирского кадетского корпуса в Киеве. «В те же годы, – как отмечает в своих воспоминаниях пейзажист, – было положено и начало занятиям в области искусства». Во второй половине 1880-х гг. в Киевской рисовальной школе Николая Мурашко Витольд Бялыницкий-Бируля получил основы рисунка и живописи. Затем  наступила пора учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Иллариона Прянишникова, Сергея Коровина, Николая Неврева, Василия Поленова.

В поисках своего языка, своего собственного стиля молодой художник много занимается. «Вот так, продолжайте в этом духе», – произнес Исаак Левитан, внимательно рассматривая работы Бирули, находившиеся на одной из ученических выставок в Москве. Здесь же Левитан заметил, – «Тон может звучать, но не краска, в природе нет краски, а есть тон».

Произведения воспитанника МУЖВЗ – В.К. Бялыницкого-Бирули – пользовались всё бóльшим успехом, привлекая внимание, как художников, так и коллекционеров: ученическая работа «Из окрестностей Пятигорска» (1892) была приобретена Павлом Третьяковым. Это событие, безусловно, воодушевило живописца.

Прислушиваясь к советам И.И. Левитана, Бируля экспонирует свои произведения на конкурсных показах Московского общества любителей художеств. В 1899 г. на очередной выставке МОЛХ за картину «Весна идет» художник получил первую премию имени В.П. Боткина. В том же году живописец впервые – в качестве экспонента – участвует в выставке ТПХВ, на которой находились две его работы: «Лес обнажился» и «Степная речка весной» (НХМ РБ). В картине, хранящейся сегодня в собрании Национального художественного музея, мотив извилистой, уходящей вдаль речушки с поросшими травой берегами передан очень поэтично: в произведении ощущается и радость весеннего пробуждения, и легкая прохлада. Несомненно, участие в выставке Товарищества стало значимым событием в жизни живописца недавно окончившего училище.

В ХХ век Витольд Бялыницкий-Бируля вошел уже сложившимся художником со своим почерком. В «Мартовских сумерках» (1903) с большим мастерством передан едва уловимый момент перехода от света к тьме: последние всполохи заходящего солнца над верхушками елей сообщают окружающей природе приглушенную, драматическую тональность. Темные и холодные воды реки, кажется, застыли среди заснеженных берегов.

В 1904 г. пейзажист становится полноправным членом ТПХВ, что явилось действительным признанием его искусства. Значимость этого события подчеркивает и сам Бируля: «… старики (старшее поколение художников-передвижников. – А.Х.) были суровы и неумолимо строги».

В 1908 г. В.К. Бялыницкий-Бируля становится академиком Императорской Академии художеств в Петербурге. В этом же году у него завязывается переписка с Ильей Ефимовичем Репиным. В одном из своих писем Репин словно подтверждает то, что Бируля уже прочно утвердился среди мастеров: «Я так привык освежаться душою перед Вашими живыми веяниями правды, простоты и свободы».

В конце 1900 – 1910-х гг. В.К. Бялыницкий-Бируля создает целый ряд значимых полотен. Многие из них находятся сегодня в собрании НХМ РБ – «Быстрая речка» (1908), «У мельницы» (1910), «Пейзаж с речкой» (1911), «Голубая часовня» (1912), «Начало весны» (1912), «Март» (1913), «Терраса» (1915), «Тихая осень» (1916–1917), «Весна идет» (1910-е). Среди прочих особо выделяются два произведения 1911 г. – «Час тишины. Озеро Удомля» и «Зимний сон».

«Зимний сон» – одна из вершин творчества В.К. Бялыницкого-Бирули. За это полотно художник получил бронзовую медаль на Международной выставке в Барселоне. Выразительные средства картины предельно лаконичны – композиция складывается лишь из нескольких плоскостей и немногих линий. Центральное место в произведении отведено храму, силуэт которого хорошо читается на фоне неба. Мазок почти не виден. Все словно тонет в мареве начинающегося вечера. Несмотря на скупые выразительные средства работе присуща эмоциональная проникновенность. Во многом это достигнуто благодаря тонкой нюансировке цветовых соотношений.

В произведении «Час тишины. Озеро Удомля» пейзажист добивается особой внутренней гармонии. Ровная водная гладь, бесконечное пасмурное небо, краешек берега с молодыми соснами «звучат» как один негромкий и незабываемый аккорд. При взгляде на картину вспоминаются слова Левитана: «самое трудное – это постичь в пейзаже верное отношение земли, неба и воды». За кажущейся простотой «Часа тишины» стоит большая работа и большой опыт. Это полотно, написанное в Удомльском крае, неоднократно повторялось художником.

С Удомлей и Тверской губернией (областью) В.К. Бялыницкого-Бирулю связывает очень многое. Место настолько понравилось пейзажисту, что здесь на берегу озера в 1912 г. он приобрел имение, которое назвал «Чайка». В Удомльском крае Бируля бывает часто: работает на пленере, охотится, встречается с художниками – Станиславом Жуковским, Алексеем Степановым, Александром Моравовым, Николаем Богдановым-Бельским, Николаем Касаткиным. В 1939 г. по приглашению Бирули в «Чайке» работает Игорь Грабарь. «Чайка» до конца жизни остается для В.К. Бялыницкого-Бирули местом, где он черпает творческие силы: «Талые воды» (1927), «Лошади у сарая» (1934), «Сирень» (1935), «Охотник» (1930-е), «Предвечная тишина. (Островенское кладбище)» (1940-е) и др.

И в зрелый, и в поздний период своего творчества В.К. Бялыницкий-Бируля сохранял тонкость восприятия природы. Его выразительные средства по-прежнему лаконичны, а колористическая гамма – сдержана. Изменение политической ситуации, наступление нового «советского» времени не отразились на его кредо художника.

Вместе с тем, в новой стране – СССР – В.К. Бялыницкий-Бируля занимает активную общественную позицию. В 1922 г. он становится одним из членов-учредителей Ассоциации художников революционной России (АХРР). В 1930-е гг. посещает совхоз «Гигант», коммуну «Сеятель», стройку «Азовстали». Значительно расширяется «география» его творчества. В 1933, 1935 и 1937 гг. живописец отправляется за полярный круг: «Кировск. Озеро Вудьяр» (1933), «Жилища поморов» (1933), «Начало полярной зимы» (1937). В 1944 г. посещает Архангельскую область – «Девятиглавая деревянная церковь» (1944) и др.

Значительной составляющей творчества В.К. Бялыницкого-Бирули становится мемориальный пейзаж. Художник запечатлевает места, связанные с жизнью и творчеством Александра Пушкина, Петра Чайковского и др.: «Михайловское. Домик няни А.С. Пушкина Арины Родионовны» (1936), «Клин. Дом П.И. Чайковского. Этюд» (1942); «Горки. Беседка в парке» (1945).

В годы Великой Отечественной войны пейзажист, как и многие другие художники, обращается к военной теме – «По следам фашистских варваров» (1942). Но все же главным в его творчестве остается «чистый пейзаж»: «Сумерки юного мая» (1943), «Голубой весной» (1943), «Калужница зацвела» (Между 1940–1944).

В 1944 г. В.К. Бялыницкий-Бируля был удостоен звания народного художника БССР, в 1947 – народного художника РСФСР, действительного члена Академии художеств СССР, почетного академика Академии наук БССР.

В 1947 г. живописец приезжает к себе на родину, в Беларусь. Здесь, работая в течение нескольких месяцев на пленере, он создает большое число этюдов, которые легли в основу больших полотен: «Беларусь. Вновь зацвела весна» (1947), «Зеленый май» (1947), «Беларусь. Начало лета» (1947) и др.

В 1947 г. в Москве прошла большая персональная выставка художника. В том же году вышел ряд изданий, посвященных В.К. Бялыницкому-Бируле – пейзажисту, связавшему в своем творчестве две эпохи – век XIX и XX.

Умер В.К. Бялыницкий-Бируля в 1957 г. в Москве. Одним из последних в этом году им было создано небольшое живописное произведение «Весна идет» – один из характерных примеров «пейзажа-настроения» в творчестве мастера.

На сегодняшний день самая большая коллекция этюдов и картин В.К. Бялыницкого-Бирули – свыше 400 работ – хранится в Национальном художественном музее Республики Беларусь. Основная часть этой коллекции была собрана Е.В. Аладовой. Ряд произведений поступил в музейное собрание еще при жизни пейзажиста. Сохранились письма художника к директору музея. В одном из них Бируля пишет о себе, – «Я люблю музыку больше всего в жизни, и в природе я иногда слышу не то ветер, не то музыку…».

Степная речка весной. 1899

Холст, масло. 71,5 х 107

 

Мартовские сумерки. 1903

Холст, масло. 112,6 х 145

Быстрая речка. 1908

Холст, масло. 81,6 х 105,2 

У мельницы. 1910

Холст, масло. 79,5 х 66

Пейзаж с речкой. 1911

Холст на картоне, масло. 79,5 х 65,5 

Час тишины. Озеро Удомля. 1911

Холст, масло. 94 х 131        

Зимний сон. 1911

Холст, масло. 94 х 131

Голубая часовня. 1912

Холст, масло. 96,5 х 116,5 

Начало весны. 1912

Холст, масло. 80 х 70,8 

Март. 1913

Холст, масло. 83 х 104 

Тихая осень. 1916–1917

Холст, масло. 94 х 145,3 

Весна идет. 1910-е

Холст, масло. 113,5 х 145,5          

Талые воды. Чайка. Этюд. 1927

Фанера, масло. 42,7 х 56   

Лошади у сарая. Чайка. Этюд. 1934

Картон, масло. 45 х 58        

Сирень. Чайка. Этюд. 1935

Картон, масло. 58,5 х 45

Михайловское. Домик няни А.С. Пушкина Арины Родионовны. 1936

Картон, масло. 44,8 х 58 

Клин. Дом П.И. Чайковского. Этюд. 1942

Картон, масло. 57,8 х 46 

Сумерки юного мая. 1943

Холст, масло. 90 х 80,3 

Весна идет. 1957

Картон, масло. 59,8 х 47,4


Над проектом работали:

Автор текста – А.П. Хоряк, заведующій отделом русского искусства НХМ РБ;

оцифровка произведения – Д.Н. Козлов;

размещение на сайте – П.А. Яницкая, зав. сектором мультимедийных технологий НХМ РБ.

Вернуться >>