К 145-летию Александра Яковлевича Головина 1863–1930

«…В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Это желание «отрадного», желание перемен, высказанное Валентином Серовым, испытывали в конце XIX века многие молодые художники.

Передвижничество и академизм – два основных направления в те годы – переживали серьезный кризис. Менялись представления о том, каким должен быть предмет искусства и что есть красота в современной жизни. Складывались новые принципы художественного мышления. На выставках 1880–90-х годов появились «Девочка с персиками» В. Серова, «Демон сидящий» М. Врубеля, «Видение отроку Варфоломею» М. Нестерова, «Парижское кафе» К. Коровина. Возникали новые художественные объединения, среди которых самым значительным стал «Мир искусства» (1898). «Основатели» этого творческого союза А. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, Л. Бакст, С. Дягилев были убеждены, что искусство должно не только обличать пороки общества, но и дарить людям радость, эмоциональное наслаждение красотой формы, цвета, линий, а для этого необходимы высокий уровень культуры и профессиональное мастерство самого художника. Искал свой путь в сложном художественном пространстве тех лет и Александр Головин, вошедший в «Мир искусства» в 1899 году.

Головин родился в Москве в семье священника (был самым младшим, 12-м ребенком). Детские годы провел в подмосковном Петровском-Разумовском, где отец служил настоятелем церкви при Петровской лесной и земледельческой академии. Детей с раннего возраста приобщали к театру, музыке, литературе. Александр хорошо играл на рояле, мечтал стать оперным певцом. Увлечение живописью пришло в старших классах гимназии. В 1881 году Головин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение, но через два года перевелся на живописное. Его учителями были И.

Прянишников, В. Маковский, В. Поленов. Влияние Василия Дмитриевича Поленова – замечательного живописца и талантливого педагога – оказалось особенно сильным. Поленов уже в студенческих работах Головина отмечал редкое чувство колорита. В 1889 и 1897 годах Головин побывал в Париже, где посещал музеи, выставки, мастерские. Большое впечатление на него произвели картины Моне, Писсарро, Ренуара, Ван-Гога, Гогена. Молодой художник брал уроки в Академии Коларосси и частной школе Витти. Его живописное мастерство окрепло, техника стала свободнее, уверенней. В 1898 году Головина пригласили в московский Большой театр, и с тех пор жизнь его навсегда была связана со сценой. Головин стал первым в истории театра художником, «создававшим» спектакль, в котором грим, костюмы и декорации представляли собой единый художественный ансамбль. Огромным успехом пользовались оформленные им оперы «Псковитянка» Римского-Корсакова и «Борис Годунов» Мусоргского, где пел великий Федор Шаляпин. Более 10 лет Головин работал с Мейерхольдом в Александринском театре Петербурга. В 1908 году художник стал главным декоратором императорских театров, а в 1912 был избран действительным членом Императорской Академии художеств.

В 1928 году Головин первым из советских театральных художников получил звание народного артиста РСФСР.

В Национальном художественном музее находятся девять живописных и графических произведений, принадлежащих кисти Александра Яковлевича Головина. Мы расскажем о шести наиболее значительных работах.

Художники-«мирискусники» поэтизировали прошлое, искали «ушедшую красоту» в искусстве минувших веков. Особенно привлекал их XVIII век – век великолепных «галантных празднеств», причудливых нарядов, изящного флирта.

В женственной и грациозной «Маркизе» (темпера, акварель), созданной Головиным в 1908 году, как бы оживает дух эпохи рококо – чувственный и капризный. Легкой серебристой тенью скользит она по аллеям парка, кокетливо держа в одной руке букетик цветов, а другой опираясь на ручку зонтика. Свойственное рококо ощущение эфемерности жизни, отношение к ней как к игре, маскараду, театральному представлению находило отзвук во многих произведениях художников «Мира искусства», и Головин тонко передает в своей «Маркизе» своеобразную «связь времен». Изысканная цветовая гамма – сочетание серых и оливковых тонов – рождает ощущение, что мы видим не саму прекрасную даму, а ее отражение в потускневшем от времени старинном зеркале.

Индивидуальный стиль Головина складывался в процессе работы над театральными постановками. Не забылись и парижские впечатления: на творчество художника заметное влияние оказали французские постимпрессионисты. Создавая образ, Головин акцентирует плоскость, активно использует декоративную выразительность цвета, сложный линейный ритм. Этими чертами отмечен портрет М.Э. Трояновой (1916 год, темпера, гуашь).

Актриса петербургского театра А.С. Суворина Мария Эдуардовна Троянова изображена во весь рост на фоне театральной декорации. Композиция портрета строится как декоративное панно, в котором эмоциональное состояние модели передается напряженным ритмом линий и красочных пятен. Плоскость холста художник подчеркивает четкой линией силуэта, как бы обрамленного воздушным жемчужно-розовым платьем, ярким пятном нарядной цветастой шали, брошенной на стул. В портрете Трояновой Головин демонстрирует свой блестящий декоративный дар и возможности темперы – техники, которую художник особенно любил. Темпера в сочетании с гуашью придает живописному строю картины благородную, утонченную изысканность.

«Струящийся» линейный ритм определяет композиционное решение портрета Евгении Павловны Чудовской, драматической актрисы провинциальных театров (1922–24 годы, темпера, гуашь).

Особенно выразительной линией Головин очерчивает силуэт Чудовской, сидящей в кресле. Строгость матово-черного костюма смягчают светлые янтарные бусы, с которыми тонко гармонируют цветы розовой фуксии, стоящей рядом с креслом. Сдержанная цветовая гамма – созвучие черного, белого, розового, зеленого – подчеркивает артистизм, утонченность, изящество модели.

Цветовой изысканностью и красотой формы отличаются пейзажи Александра Головина.

В «Осеннем пейзаже» (конец 1910-х годов, темпера) необычна точка зрения – сверху, как бы с балкона; отчего возникает ощущение парения, медленного скольжения над золотисто-зеленой древесной «бездной». Сквозь ветви и листья, образующие на плоскости холста сложный узор, проглядывает бледное небо. Стволы деревьев стремительно «движутся» вверх, придавая композиции стройность и динамизм. Своим образным строем «Осенний пейзаж» близок декоративному панно.

«Дача», написанная в 1907–1910 годах (темпера), согрета лирическим чувством. Печные трубы старого дома, окруженного со всех сторон деревьями, напоминают башни замка Спящей красавицы, таящегося в глубине лесного царства. Благодаря темпере, цветовая гамма пейзажа, выдержанная в зеленых и коричневых тонах, отличается удивительной мягкостью и нежностью.

Не случайно одним из любимых жанров художника стал натюрморт: еще мальчиком Головин часами простаивал у окон оранжерей академии земледелия, любуясь изобилием цветущих там растений. Стебли, листья, лепестки Головин выписывал, по его словам, с «ботанической точностью». Натюрморт «Цветы» (1910-е годы, акварель, гуашь) пленяет зрителя красотой линий, сплетающихся в причудливый узор, изысканностью цветовой гармонии. С подлинным артистизмом Головин запечатлел в нем совершенство форм Природы, их богатство и разнообразие.

В 1903 году в одной из своих статей Александр Бенуа писал: «…Для нас мир, несмотря на… всю современную жестокость и пошлость жизни, … все еще полон прелести, а главное полон обещаний. Не все еще – полотно железной дороги, не все – мостовая: кое-где еще растет зеленая травка, сияют и пахнут цветы. И среди этих цветов – главный и самый таинственный, самый чарующий, самый божественный – искусство…».

Этому «Божественному цветку» всю свою жизнь посвятил прекрасный русский художник Александр Яковлевич Головин.

Авторы проекта: 
Текст – Зав. сектором лекционно-экскурсионной работы отдела научно-просветительской работы НХМ РБ М.А.Щербакова
Иллюстративный ряд (оцифровка произведений) - Д.Н. Козлов

Размещение на сайте – Зав. сектором мультимедийных технологий отдела научно-просветительской работы НХМ РБ П.А. Яницкая 

Авторы проекта выражают особую благодарность:
Хранителю фонда, младшему научному сотруднику Ю.В. Лисай за помощь в организации выставки.

Вернуться >>