Аркадий Антонович Астапович

Аркадий Антонович Астапович (1896−1941)

В 2006 году исполнилось 110 лет со дня рождения Аркадия Антоновича Астаповича, талантливого белорусского графика, прожившего, к сожалению, короткую, но насыщенную творчеством жизнь.

Аркадий Астапович родился 18.09.1896 в городе Минске. Учился в Гродненской мужской гимназии (1906–1914), Политехническом институте (Санкт-Петербург, 1914–16), Рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств (Санкт-Петербург, 1915–16, графическое отделение), Рисовальной школе (Харьков, 1920–22). Преподавал черчение, рисование и математику в школах села Новоселки и Минска. Погиб во время Великой Отечественной войны в 1941 году.

Выставка знакомит зрителя с созданными графиком в 1920-х годах пейзажами, которые Астапович − человек высокой творческой и душевной культуры − воплотил соответствующим им сдержанным и утонченным художественным языком.

Зимний день. 1921 г.

Именно в начале 1920-х годов у Аркадия Астаповича появляется излюбленная тема этого десятилетия − зимние пейзажи. Работа «Зимний день», созданная в 1921 году отвечает состоянию души графика (Астапович в это время жил в городе Харькове) − восхищение природой, ее лиризмом, спокойствием и гармоничностью. Произведение отличает симметричность композиции, простой, слегка декорированный, мотив. Особое внимание привлекают выразительные силуэты деревьев, словно переплетающиеся с собственной тенью.

Дворик. Первая половина 1920-х гг.

В 1922-1929 годах Аркадий Астапович жил и преподавал физику, математику, черчение и рисование на родине отца, в селе Новоселки под Минском. Этот период был одним из самых плодотворных в его творчестве. Графические листы того времени создают всесторонний лирический образ белорусской природы, так любимой мастером. В работе “Дворик” первой половины 1920-х годов Астапович смог выразить простоту и, одновременно, притягательность пейзажа через незамысловатый, будничный мотив. Драматическое сочетание черного и белого, лаконичность композиции, утонченность − отличительные черты этого, выполненного тушью, произведения.

Зима. 1925(?).

Тема, открытая Аркадием Астаповичем в станковой графике, перешла и в гравюру − он остается едва ли не единственным мастером лирического пейзажа в довоенной белорусской графике. Именно в 1920-х годах в Новоселках появляются классические линогравюры (линогравюра − выпуклая гравюра на линолеуме или на сходных с ним полимерно-пластических материалах, возникшая в начале 20 века) Астаповича, среди которых и работа «Зима», созданная в 1925(?) году. Для нее характерны резкие контрасты черного и белого, сочный живописный штрих, создающее идеальную поэтичную гармонию деревьев, неба, построек и снега − настоящего сельского пейзажа.

Дуб. Улей. Вторая половина 1920-х−1930-е гг.

В технике линогравюры выполнено и произведение “Дуб. Улей” (вторая половина 1920-х−1930-е гг.). Астапович использует знакомый белорусской графике сюжет − массивное, сильное дерево − но без упора на иллюстративность, краеведение, а как самостоятельный, в чем-то символический элемент мироздания. Несмотря на скромность мотива мастер в своей работе достигает настоящей монументальности − дуб занимает почти все пространство листа. В гравюре в полной мере проявилась способность Астаповича одухотворить природу, следуя непосредственным личным впечатлениям.

Авторы проекта: 
Текст – младший научный сотрудник научно-исследовательского отдела современного белорусского искусства НХМ РБ – Ю.С.Бузенок ;

Иллюстративный ряд (оцифровка произведений) - Д.Н. Козлов;

Размещение на сайте – зав. сектором мультимедийных технологий НХМ РБ П.А. Яницкая.

Вернуться >>