Анатолий Тычина – летописец Минска. Цветные линогравюры 1940–1950-х годов. Виртуальная выставка к 120-летию со дня рождения художника

Из книги Л.Д. Наливайко “Анатолий Николаевич Тычина. Мой Минск”. Минск, Белпринт. 2008

Среди 233 произведений Анатолия Тычины, которые находятся в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь, четверть (60 произведений) посвящена Минску. Эту тему можно назвать сквозной в творчестве художника.

Одной из самых трагических событий города была Вторая мировая война. Как Гернику, Минск постигло ужасное разрушение. Город полыхал уже в первые дни войны. Художник пережил 1100 дней оккупации в родном городе и был свидетелем той драматической жизни, которая длилась под властью оккупантов до 3 июля 1944 года. Тычина был одним из первых, кто взялся за карандаш, чтобы изображать город даже в таком искалеченном состоянии. Бродил среди руин и чувствовал острую потребность передать изуродованный, сожженный, разрушенный образ родного города, который понес жертвы, познал истребление, но устоял. Минск выглядит чрезвычайно напряженным, замкнутым в своих молчаливых очертаниях. Художник рисует город во время оккупации после военных бомбардировок, которые, к счастью, миновали исторический центр, не коснулись соборов.

Новый этап работы над созданием серии "Минск" начинается сразу после войны. Восстановление разрушенных городов и в первую очередь Минска становится главной национальной идеей: Минск представляется не только столицей Беларуси, но и городом-образцом социалистического строительства для всего СССР. Появляются первые проекты восстановления Минска, в которых активное участие принимали архитекторы Москвы и Ленинграда – А. Щусев, В. Семенов, А. Мордвинов, Н. Колли, Б. Рубаненко, И. Лангбард, Н. Трахтенберг.

Для передачи большей эмоциональной наполненности, радости возрождения города, который прошел через огонь и пламя, получил жесткие раны от бомб и снарядов, Тычина обращается к цветному линориту. В композициях чувствуется смелый поворот от классического краеведческого подхода взгляда на город к ансамблевому, обобщенному виду городского пейзажа. Это был шаг вперед, так как Минск развивался дальше, и художник фиксирует все новые монументальные дворцы, возникавшие вдоль проспекта имени Сталина (1951–1961). Можно утверждать, что благодаря цветным линоритам Анатолия Тычины именно стилистика "ампир" главного проспекта Минска остается для исследователей и реставраторов настоящим достоянием, документом.

В 1950-е годы здания главного проспекта имени Сталина имели "цветной вид", который точно был передан А. Тычиной. Архитекторы использовали "ноу-хау" 1950-х: «технику цветового исполнения" архитектурных поверхностей – сложные декоративно-отделочные растворы, наполнителем для которых служили мраморная и каменная мука, кварцевый песок и другие элементы с добавками красок. Знатоки этих технологий утверждают, что "красота и торжественность своей первоначальной отделки скрываются в наши дни под поздними наслоениями зданий". Фасады украшались керамическими плитами, тонированным силикатным кирпичом, для строительства применялись металлургические шлаки сталелитейных цехов, кирпичные панели. Минск становился притягивающим образцом для строителей новых социалистических городов всего Советского Союза.

Минск 1950-х предстает на гравюрах Тычины одной из самых молодых европейских столиц, имеющих свой образный характер: "Новые дома на Привокзальной площади" (1952), "Площадь Победы" (1956), "У сквера Янки Купалы» (1957).

Бесспорным шедевром художника стал вид на Троицкую гору со зданием Генерального штаба с нового моста над Свислочью – "Над рекой Свислочь" (1954). По своей образной значимости в белорусской графике ему на сегодняшний день нет равных. Тычина показал, что Минск стал одним из самых красивых послевоенных городов Беларуси. Он имеет свое «лицо», свою гармонию и перспективу развития. Он возник из руин и победно вознесся на холмах, на широких улицах, бульварах и проспектах.

Графика 1950-х отличается разнообразием и богатством мотивов. С особым вниманием он отображает места, связанные с собственной биографией, личной жизнью. Выбор некоторых памятников неслучаен, так как художник связывал с ними встречи со знаменитыми людьми, с которыми сотрудничал на разных этапах своей плодотворной 89-летней жизни.

На улице возле современной площади Победы он встретил свою любовь – молодую ученицу, потом артистку экспериментальных театров Зинаиду Ковалевскую, семья которой жила рядом с домом, где в 1923 году был открыт Дом-музей 1 съезда РСДРП, где соседями были Янка Купала и его жена Владислава Францевна Луцевич. В Минске он познакомился с Ф. Выходцевым – искусствоведом, сотрудником музея, который стал его лучшим другом, художниками М. Филипповичем и А. Астаповичем. Среди его единомышленников были культурный деятель В. Ластовский, историк искусства Н. Щекотихин, краевед Н. Касперович, библиофил А. Шлюбский, художник Е. Тихонович, искусствоведы В. Шматов, В. Бойко и др. Тычина планировал сделать большой городской цикл, но не успел довести его до конца. Видимо, и невозможно довести эти работы до полного завершения ...

Мастерство Тычины-графика получило высокую оценку искусствоведов, о чем свидетельствует факт приобретения в 1947 году Третьяковской галереей линорита «Весна» и в 1954 году –  «Над рекой Свислочь».

 


У дома Красной армии; 1940  

Советская улица; 1940  

Улица Карла Маркса; 1949 

Новые дома на Привокзальной площади; 1952 

Главный вход на стадион "Динамо"; 1952 

Проспект им. В.И. Ленина; 1956 

У сквера Янки Купалы; 1957 

Вечерний мотив; 1957 

Осенний день; 1972  

11.05.1897 Анатолий Николаевич Тычина родился в местечке Грузжай Шауляйского повета, Литва

1911 Участник выставки Северо-Западного края (г. Шауляй). Работы отмечены дипломом 1 степени

1914–1915 Учеба в Пензенском художественном училище (преподаватели К.А. Савицкий и И.С. Горушкин-Сорокопудов)

1915–1921 Работа на железной дороге, учеба на художественных курсах “Общества художников и любителей искусства степного края” г. Омска, окончание художественно-промышленной школы г. Омска (преподаватель А.Н. Климентьев)

1919 Участие в выставке Общества художников и любителей искусства степного края (Омск).

1922–1924 Работа художником при Управлении западной железной дороги г. Минска

1923–1925 Преподаватель рисования в минской железнодорожной школе

1924–1941 Сотрудничество как художника-иллюстратора с Белорусским государственным издательством, белорусскими газетами и журналами (“Маладняк”, “Малады араты”, “Беларуская вёска”, “Наш край”, “Беларускі піянер”, “Чырвоная Беларусь”)

1925–1933 Работа в Музее каторги и ссылки г. Минска (с 1929 г. – Музей революции), член комиссии истории искусства Института белорусской культуры

1927–1932 Участие в экспедициях по сбору образцов народного искусства, член Всебелорусского объединения художников (1927–1932), общества “Прамень” (1928)

1928 Выход книги А. Шлюбского “Exlibrisы А. Тычины”

1932–1938 Член производственно-кооперативного общества “Белмастак”

1933 Сопровождение народного поэта Янки Купалы в поездке по Полесью с целью подготовки иллюстраций к поэме “Над рекой Орессой”

1935 Брак с Зинаидой Семеновной Ковалевской (1917) – актрисой экспериментального театра, живет в Минске

1936 Рождение дочери Аллы

1936–1941 Договоры на художественно-оформительские работы с Управлением по делам искусств при СМ БССР, Минским горкомом, издательствами, Белгосэстрадой, Белгоскино и др. учреждениями

1938–1941 Участие в оформлении белорусского павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ), Москва

С 1938 член Союза художников БССР

С 1940 член Союза художников СССР

1941–1944 Немецко-фашистская оккупация Минска. Продолжает творческую работу над городским пейзажем, иллюстрирует белорусские сказки

1944–1945 Разработка эскизов оформления первого Литературного музея Я. Купалы в Доме профсоюзов на пл. Свободы, 23 (1944–1945)

1947 Государственная Третьяковская галерея приобрела пейзаж “Весна” (бумага, цветная линогравюра)

1954 Государственная Третьяковская галерея приобрела цветной линорит “Над рекой Свислочь”

1956 Оформление белорусского павильона выставки по народному просвещению на ХIХ Международной конференции в Женеве

1957 Передача коллекции собственных произведений графики (городской пейзаж, экслибрис, рисунок, иллюстрация), а также произведений книжного знака XVIII–XX вв. Государственному художественному музею

1959 Рождение внука Владимира (1959–2004)

1960 Выставка экслибрисов из частного собрания художника в Государственном художественном музее БССР

1961–1980 Участие в работе секции графики Союза художников Беларуси, Министерства культуры БССР. Передача своих произведений литературному музею Янки Купалы, Белорусскому государственному музею-архиву литературы и искусства, Белорусскому государственному музею истории Великой Отечественной войны, Государственной библиотеке им. В.И. Ленина, музеям РСФСР (Ленинград, Омск), ЛССР и др. Награжден грамотами, дипломами МК БССР, Белорусским союзом художников

1975 Выход книги “Белорусский экслибрис” (совместно с В.Ф. Шматовым)

22.12.1986 Умер в Минске. Похоронен на Чижовском кладбище в Минске

1997 Выставка к 100-летию художника в Национальном художественном музее Республики Беларусь

2004 Передача архива художника от вдовы З.С. Тычины Национальному художественному музею Республики Беларусь

2006 Три произведения А. Тычины вошли в постоянную экспозицию белорусского искусства Национального художественного музея Республики Беларусь

Вернуться >>