«Записные книжки Татьяны Малышевой» / Стекло. Графика
28.09 - 28.10.2018 (открытие выставки состоится 27 сентября в 17:00)

27 сентября 2018 года в 17.00 в Национальном художественном музее Республики Беларусь состоится открытие выставки «Записные книжки Татьяны Малышевой».

В экспозиции будет представлено около десяти стекольных декоративных композиций, созданных автором в 1970–2010-е годы, а также порядка десяти произведений оригинальной графики 1970–1980-х годов.

Имя Татьяны Малышевой хорошо известно среди знатоков и любителей белорусского декоративно-прикладного искусства. На знаменитом стеклозаводе «Неман» она была первым представителем минской школы художественного стекла, получившим специальное образование на кафедре стекла и керамики Белорусского государственного театрально-художественного института (ныне – Белорусская государственная академия искусств). В 1972 году талантливая выпускница вступила на должность художника в экспериментально-художественный отдел, где ей посчастливилось работать под руководством непревзойденного мастера своего дела, легендарного Владимира Мурахвера.

Татьяна Малышева принадлежит к тому поколению белорусских художников, которые, с одной стороны, продолжили развитие образно-декоративного начала в художественном стекле, заложенного их учителями, и одновременно сумели привнести новое понимание в создании произведений художественного стекла, связанное с ассоциативной образностью.

В своем творчестве Татьяна Малышева практически не использует изобразительность как средство достижения художественного образа в стекле. «Многие мои авторские комплекты, – комментирует она, – были разработаны из простого экзерсиса в процессе стеклоделия, заложенного в самой природе стекла. А дальше начинается долгая, кропотливая работа по развитию темы, настоящее лабораторное исследование».

Выразительность и оригинальность ее произведений достигается путем применения таких средств, как метафора, символ, знак. В сферу творческих интересов художницы входят поиск гармонии и равновесия между историей и современностью; собственное видение нравственных и интеллектуальных проблем времени; воплощение мира ассоциаций; выявление в стекле таких явлений физики, как импульс, движение; отображение смыслового содержания слова, что часто находит отражение и в названиях произведений.

Художница рассуждает: «Каждая моя стекольная композиция, представленная на выставке, – это своего рода «записная книжка», большая внутренняя работа над собой, в которой тесно переплелись впечатления, эмоции, высказывания любимых писателей, поэтов, художников, просто талантливых людей, поиски и обдумывание информации по теме, собственное духовное становление. Это вехи творческого пути, еще одна ступенька, ведущая вверх, размышление о времени и о себе, о музыке и музыкантах, о хлебе насущном, о природных ритмах, подчиняющих нашу жизнь календарю времени и ритмам Вселенной».

Татьяне Малышевой свойственно философское мироощущение. Лучшие ее произведения явились результатом длительного осмысления темы, обобщения и обдумывания деталей, экспериментирования с технологией. Такое серьезное отношение к своему творчеству выразилось и в широком круге интересов художницы. В исполнении Татьяны на выставке можно увидеть графические портреты людей, которые работали с ней на стеклозаводе «Неман». Увлечение молодых художников рисованием поддерживал Владимир Мурахвер, который и сам параллельно активно работал в графике и живописи. Татьяна Малышева вспоминает: «Довольно часто мы собирались порисовать, приглашали позировать приезжих художников, студентов, дипломников, которые в будущем тоже становились знаменитыми. Иногда нам удавалось уговорить наших рабочих, с которыми мы повседневно сотрудничали, – мастеров по дереву, выдувальщиков, инженеров, сортировщиков, дежурных – тоже позировать. Постепенно у меня образовалась целая галерея портретов. Главное в них – это красивые, умные, доброжелательные люди, молодые энтузиасты, беззаветно любящие свою профессию, свой край и восхищающиеся окружающим их миром. Мои рисунки – это дань уважения жителям и работникам стеклозавода «Неман».

Творчество Татьяны Малышевой определяет безупречное владение профессиональными навыками, высокая художественная культура и, конечно же, любовь к стеклу, безмерная ему преданность.

Вернуться >>