Выставка «Витебская школа гравюры»
26.01.2017-19.02.2017

26 января в 17:00 в Национальном художественном музее откроется выставка «Витебская школа гравюры», организованная при участии Национального художественного музея Республики Беларусь, Витебского областного краеведческого музея, Витебского художественного музея. Кроме произведений из коллекций обозначенных выше музейных учреждений, в экспозиции также представлены графические листы из собрания эстампной мастерской художественно-графического факультета Витебского государственного университета им. П.М. Машерова и из частных коллекций художников (автор концепции и куратор выставки Михаил Цыбульский, кандидат искусствоведения, доцент Витебского государственного университета им. П.М. Машерова).

Витебск в ХХ веке стал не только особенным центром развития авангардного искусства, местом формирования своеобразной Витебской художественной школы, но и сыграл немаловажную роль в развитии белорусского эстампа. Наиболее заметными в прошлом веке стали два локальных явления, знаменующих два этапа довольно яркого развития витебской гравюры, которая представлена двумя родственными графическими техниками – гравюра на дереве (ксилография) и линорит (линогравюра).

В экспозиции около 50 произведений представителей витебской школы гравюры. Первую часть экспозиции составляют гравюры на дереве (ксилографии) Соломона Юдовина (1892–1954), Ефима Минина (1894–1937), Зиновия Гарбовца (1897–1979), Александра Ахола-Вало (1900–1997).

Во второй части экспозиции представлены линориты (линогравюры) 1960–1980-х годов. В творчестве витебских художников в это время линорит приобрел подчеркнуто станковый характер. В подавляющем большинстве графические листы витебчан отличаются эмоциональной выразительностью, изысканным лирическим и поэтическим строем. Живописный штрих, мягкость очертаний в сочетании с эффектно динамично разработанными широкими плоскостями составляют характерные черты линоритов витебской школы. На выставке экспонируются произведения Григория Кликушина (1921–2014) и его учеников, среди которых – Николай Гугнин (1946), Виктор Данилов (1946), Николай Таранда (1947), Вячеслав Шамшур (1942).

Ряд витебских художников, выпускников различных учебных заведений бывшего СССР в 1960–1970-е годы увлекались техникой линогравюры. Среди них – Борис Кузьмичев (1936–2000), Исаак Боровский (1921–1991), Георгий Киселев (1935), Анатолий Ильинов (1935), Геннадий Шутов (1939), Юрий Баранов (1949), чьи произведения также представлены в экспозиции.

В гравюрах витебских художников важная роль принадлежит ритмической организации композиций, где преобладают живописные эффекты. При этом свобода и внешняя экспрессивность музыкального по своему характеру изобразительного языка, внимание к деталям отнюдь не препятствуют целостности и гармонизации композиционного строя.

Опыт и традиции витебской школы линорита в 1980–1990-е годы и в начале XXI века были поддержаны руководителями эстампной мастерской художественно-графического факультета Витебского государственного университета, где тоже выполнялись дипломные, творческие работы, часть которых и представлена в данной экспозиции листами Н. Азаренка, А. Никифорова, В. Шилко, Е. Бойцовой.

Сегодня на определенной удаленности от прошлого столетия хорошо видны две стилистически близкие техники гравюры – гравюра на дереве и линорит, которые в пространстве витебского искусства ХХ века имели свой собственный путь развития и вместе с тем поспособствовали формированию довольно целостной графической школы, в которой отчетливо проявили себя несколько поколений витебских художников.

Куратор выставки - Ржеутская Светлана Ивановна, научный сотрудник Национального художественного музея Республики Беларусь

Вернуться >>