Выставка «Памяти Минского гетто», посвященная 75-летию ликвидации Минского гетто в период Второй мировой войны
18.10 - 10.12.2018

С 18 октября по 10 декабря 2018 г. в Национальном художественном музее Республики Беларусь будет проходить выставка «Памяти Минского гетто», посвященная 75-летию ликвидации Минского гетто в период Второй мировой войны. В белорусской столице с августа 1941 по октябрь 1943 г. фашисты уничтожили свыше 100 000 человек – детей, женщин, мужчин, стариков. Среди них были не только минчане и жители из близлежащих деревень, но и депортированные граждане из стран Восточной Европы – Германии, Австрии, Чехии. Эти драматические страницы истории нашли свое отражение в белорусском изобразительном искусстве разных лет. Вот лишь некоторые имена художников, для которых этот период стал личной трагедией.

Абрам Маркович Бразер (1892–1942) – советский скульптор, график, живописец. Заслуженный деятель искусств с 1940 г. Родился в Кишиневе, в 1910 г. окончил Кишинёвское художественное училище. В 1912–1916 гг. стажировался в Париже, жил в знаменитом «Улье», где сблизился с Марком Шагалом. В 1912–1914 гг. учился в парижской Национальной школе изящных искусств. С 1918 года жил в Витебске, где играл заметную роль в художественной жизни города – преподавал в Витебском художественно-практическом институте, занимался организацией выставок, диспутов на темы современного искусства, комплектацией Витебского музея современного искусства, создавал эскизы для праздничных украшений города, оформлял спектакли Еврейского театра. Автор ряда памятников в БССР. С 1923 г. жил в Минске, входил во Всебелорусское объединение художников и Революционную организацию художников Беларуси, Союз художников БССР. Большая персональная выставка Абрама Бразера открылась в июне 1941 г. за несколько дней до начала войны. Все работы на выставке были уничтожены, а самого художника с семьёй в марте 1942 г. расстреляли в Минском гетто. К величайшему сожалению, сохранилось очень мало произведений Абрама Бразера. В коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь их только 4 (скульптура, живопись и 2 графики).

Исаак Иосифович Мильчин (1894–1941) – художник, о котором известно очень мало. Родился в белорусском местечке Ивенец, с 1909 года учился в Рисовальной школе Якова Кругера в Минске. В 1911–1914 гг. Исаак Мильчин проживал в Германии, посещал Берлинскую художественную школу. С 1921 г. он начал участвовать в выставках, являлся членом Минского филиала Всебелорусского объединения художников. В начале войны Исаак Мильчин погиб вместе с женой и дочерью в Минском гетто. Его сын – Лев Мильчин (1920–1987) – в это время учился во Всесоюзном государственном институте кинематографии, который успел эвакуироваться в Алма-Ату (Казахстан). Впоследствии Лев Исаакович стал известным советским мультипликатором и всю оставшуюся жизнь проработал в киностудии «Союзмультфильм».

Марк Соломонович Житницкий (1903–1993) – художник-график, родился в Могилеве. Учился в Москве на рабфаке искусств (1925–1929), а также во ВХУТЕМАСе (1929–1932) на издательском факультете. В Минске с 1932 г. работал художником в Белорусском государственном издательстве, по делу которого и был арестован в 1936. Находился в Ухтинском ГУЛАГе вплоть до 1946 г. Доходившие слухи о трагической судьбе еврейского народа на оккупированных территориях побудили художника к созданию в лагере произведений о войне и о жертвах фашизма. В дальнейшем, вернувшись в Минск, Марк Житницкий узнал, что его жена, мать и родственники погибли в гетто, а дочь удочерила семья Петра Глебки. В 1949 году художник был осужден повторно, но реабилитирован в 1956 г. С 1971 г. и до конца своих дней он жил в Израиле. Большую часть творчества Марк Соломонович посвятил теме трагедии еврейского народа в годы войны.

Лазарь Саулович Ран (1909–1989) – советский график, живописец, скульптор. Родился в Двинске (теперь Даугавпилс, Латвия). Учился в Витебском художественном техникуме (1928–1932), посещал мастерскую Юделя Пэна. В выставках участвовал с 1934 г. Стал членом Союза художников СССР в 1940. Жил в Минске с 1932 г. В годы войны находился в Москве. После освобождения Беларуси вернулся и узнал о гибели своей семьи в гетто. С этого времени тема Минского гетто становится основной в его творчестве.

Представленные на выставке произведения из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь дают возможность вспомнить о гуманистической катастрофе человечества.

Вернуться >>