Юбилейная выставка Виктора Александровича Громыко, к 95-летию мастера
29.12.17-02.02.18

Юбилейная выставка народного художника Республики Беларусь, участника Великой Отечественной войны Виктора Александровича Громыко открывает в 2018 году серию персональных экспозиций мастеров, ставших классиками белорусского искусства ХХ века.

Приуроченная к 95-летию мастера выставка демонстрирует лишь малую часть наследия талантливого портретиста и пейзажиста, мастера сюжетно-тематической картины, воплотившего подвиг и несгибаемость белорусского народа в тяжелых условиях войны. Имя этого художника для многих любителей и ценителей искусства также стало синонимом монументальности, эпичности, пространственности и широты, которых можно достичь в пейзажном искусстве. Из-под кисти Виктора Громыко вышли великолепные пейзажи-картины, поведавшие о плывущих туманах и вспаханных полях, о родной земле, увиденной с высоты птичьего полета, и торжественности неба, о синеве белорусских озер и цветущем льне. Национальный художественный музей Республики Беларусь хранит около 40 произведений художника, два из которых украшают постоянную экспозицию.

Визитной карточкой, долгие годы представляющей творчество Виктора Громыко в постоянной экспозиции музея, стало хрестоматийное полотно «1941. Над Припятью» (1970). Человек военного поколения, член подпольной организации Константина Заслонова в Орше, редактор газеты «Народные мстители» Виктор Громыко как никто другой сумел передать драматизм и трагичность военных событий, достигнуть ощущения безмолвного крика в картине. 18-летним молодым человеком он встретил начало Великой Отечественной войны, прервавшей привычное течение жизни и пору счастливой юности. Став художником, уже в 1960-е годы он отдал дань в своем творчестве теме Великой Отечественной войны. «Солдаты» (1967), «Песня о моем отряде» (1978) и другие произведения художника – это своеобразные автобиографические свидетельства трагедии минувшей войны, обретшие под кистью мастера эффект присутствия, сопричастности зрителя моментам, пережитым художником.

В 1960-е годы формируется и пейзажный код художника. К числу программных холстов Громыко принадлежат панорамные эпические пейзажи «Пламя ноября» (1977), «Земля» (1971), «Красные земли Полотчины» (1970), представленные на выставке. Эти полотна свидетельствуют о новом понимании задач пейзажного жанра, о нахождении философской дихотомии «малая родина – Большая земля», определившего весь дальнейший творческий путь художника. Простая и внешне неброская белорусская природа, поля и полоски леса, озера и берега в оптике художника превращаются в большой и могучий организм, открывая монументальность и сложность, силу и глубину в каждом, на первый взгляд, случайном мотиве.

Основательный во всем, Виктор Громыко активно заявил себя и в общественной и преподавательской деятельности. Около 40 лет художник преподавал в Белорусском театрально-художественном институте, был деканом художественного факультета, руководителем персональной творческой мастерской Белорусской академии искусств. В 2000 году Виктор Громыко был избран почетным членом Национальной академии наук Беларуси.

Творчество Виктора Громыко неизменно соотносится с глубокими моральными идеалами, высокими представлениями о смысле жизни, идеями патриотизма и любви к своей земле и к своему народу.

 

Вернуться >>