ВАЛЕРИЙ ШКАРУБО. Живопись
23.12.2017-21.01.18 (ВСТРЕТИТЬСЯ С ХУДОЖНИКОМ МОЖНО ЕЖЕДНЕВНО НА ВЫСТАВКЕ С 17:00 ДО 19:00)

Пейзаж для Валерия Федоровича Шкарубо – средство, дающее возможность донести до зрителя тот мир идей, образов и чувств, которые и составляют содержание его творчества. Под его пристальным взглядом все становится важным, приобретает свой особый смысл. Это могут быть совершенно обычные, виденные нами сотни раз уголки природы, где художник находит и воспроизводит на холсте нечто такое, что оказывает магическое воздействие, вызывает волну эмоций и ассоциаций. В данном случае имеет место не просто натуралистическая констатация факта существования самого пейзажа, а его индивидуальное, поэтическое перевоплощение. Пейзажи тяготеют к философичности и символичности, вместе с тем в них нет стремления к искусственному усложнению формы, в угоду тем или иным модным веяниям. Форма – они лишь необходимое выразительное средство. Ценность произведения определяется степенью его логической стройности и ясности, упорядоченностью композиции, продуманностью и точностью отбора изображаемых элементов пейзажа. Автору важно уяснить и сформулировать для себя задачу в каждой работе. От ясности осмысления зависят формы и способы дальнейшей ее реализации. Его искусство в значительной степени концептуально, поскольку всегда подчинено выражению заранее определенной и продуманной авторской идеи. В пейзажах отсутствуют люди, что создает дополнительный барьер таинственности, делает атмосферу картины несколько ирреальной, позволяет отойти от пасторальной сентиментальности и придать образному строю композиции большую емкость и глубину. В. Шкарубо – художник аналитического склада, всегда видящий конечную цель, последовательно и настойчиво идущий к ее реализации. Авторская воля и логика – те структурные силы, которые позволяют не утонуть в бесконечном разнообразии природных мотивов. Художник обладает счастливым умением приоткрыть завесу, что прячет от посторонних глаз красоту обыкновенного. Под его кистью те, на первый взгляд, незначительные, лишенные голоса и души фрагменты природы, имя которым – пейзаж, преображаются, обретают индивидуальность, начинают вести тихий, проникновенный разговор, становясь картинами. Он всегда стремится изобразить не тот конкретный пейзаж, увиденный в реальности, а созданный им в воображении. В. Шкарубо – художник, обладающий картинным мышлением, пишущий не “виды”, а создающий портрет пейзажа.

Внешне почти всегда все сводится к несложной, конкретной и жизненно-правдоподобной картине: кусты на склоне, припорошенное снегом поле, дорога… Однако эта простота нисколько не исчерпывает (да и не может исчерпать) реального смысла, глубокой лирико-философской сущности его картин. Сам образный строй их, пластическая структура, скромность цветовой палитры создают ту прочную художественную образность, которая захватывает зрителя, трепетным чувством радости узнавания отзывается в сердце.

В картинах художника почти всегда отражено переходное состояние в природе – поздняя осень, ранняя весна, сумерки, вечер, туман, последний луч солнца… Он передает мягкий свет осени, глухие краски пожухлой, колючей травы, холодный сумрак в начале зимы. И каждое произведение художника пронизано ощущением легкой грусти, задумчивостью, внутренним напряжением и тревогой. В трактовке пространства подчеркивание его реальной глубины, неопределенность и безграничная протяженность часто сменяются замкнутостью, когда перед нами только трава, вода у берега или колючий кустарник. Важное место в его произведениях занимает мотив дороги. Она может вызвать чувство волнения и ощущения чего-то неуловимого и неопределенного, ощущения страха и таинственности, трудности выбора среди бесприютности бытия. Она может еле заметно вести вас к чему-то таинственному, полному неожиданности и тревоги. 

На первый взгляд случайность в выборе того или иного пейзажного мотива при внимательном рассмотрении уступает место закономерности и продуманности решения. Художник живописными и композиционными средствами создает новую, наделенную философским смыслом среду обитания. Расположенные на картинной плоскости элементы пейзажа, последовательность пространственных планов – все подчинено достижению сверхзадачи: донести главную мысль автора, передать его эмоциональное состояние нам, зрителям. В потоке зрительных и эмоциональных ассоциаций он ищет нити, соединяющие пейзаж реальный и видимый им в воображении в единое композиционное целое. В современном мире, шумном, эпатажном, агрессивном, где каждый стремится быть неповторимым и оригинальным, не так часто мы можем позволить себе вести неспешный, проникновенный, тихий и живой разговор наедине с живописным полотном, погрузиться в чистый, тихий мир природы, просветляющий и очищающий душу. Именно эту возможность стать немножко более чуткими и небезразличными предоставляет нам Валерий Шкарубо своими произведениями. Давайте же пройдем вместе с художником по дорогам и тропинкам его картин, чтобы ощутить шепот и шорохи тишины.

В.И. Жук,

доктор искусствоведения, профессор,

лауреат Государственной премии Республики Беларусь

Вернуться >>