Мемориальный пейзаж В.К.Бялыницкого-Бирули. К 145-летию мастера
с 16 февраля по 14 марта 2017 года

С 16 февраля 2017 года будет проходить выставка В.К. Бялыницкого-Бирули, без преувеличения лучшего пейзажиста первой половины ХХ века. В этом году мы отмечаем памятную дату – 145 лет со дня рождения художника.

Будучи чистым пейзажистом, Витольд Каэтанович, оказавшись в условиях, требовавших от художников идеологически наполнить «пустынные пейзажи» признаками новой советской жизни, становится основоположником мемориального пейзажа. Этот новый для советской живописи жанр изображал места, где жили и работали знаменитые люди. Впервые художник обращается к этому жанру в 1924 году, когда едет писать Горки Ленинские. Позже, в 1930–1940-е годы, появятся циклы пейзажей, посвященные ленинским, пушкинским, сталинским и чайковским местам. Невероятно утонченные, эстетские работы сохраняют все особенности стиля уже давно сложившегося мастера. Легкие, полупрозрачные, глубоко лиричные работы приобретают «новые», «правильные» названия («Горки Ленинские», «Любимая аллея Ильича», «Пушкинские места») и легализируются в новой действительности. Но, не зная названий, невозможно будет отличить «по духу» зимнюю заснеженную террасу дачи художника, написанную «для души», от террасы в Горках Ленинских.

На этой выставке мы решили присоединить к мемориальному блоку пейзажи «Чайки» и ее окрестностей. «Чайка» – дача художника на озере Удомля (север Тверской области), где он проводил много времени и написал невероятное количество работ. Сегодня пейзажи «Чайки» также стали мемориальными пейзажами, только связанными с жизнью самого художника. Это места, где он писал этюды, охотился, отдыхал, принимал гостей, это виды из его окон, с его террасы – все то, что сегодня напоминает нам о художнике.

Коллекция произведений Бялыницкого-Бирули целенаправленно собиралась на протяжении многих лет. В основном вещи закупались из мастерской художника, у его жены Елены Алексеевны, у частных коллекционеров. На сегодняшний день музей владеет самой большой в мире коллекцией его произведений, представляющей все периоды творчества: более 460 этюдов и законченных картин. На этой юбилейной выставке хотелось показать те работы, которые экспонировались мало или не экспонировались вовсе. Мы надеемся, что даже искушенный зритель откроет для себя «нового» Бялыницкого-Бирулю.

 

 

Вернуться >>