Латвии – 100. История, искусство, традиции
16.11 - 13.01.2019

С 16 ноября 2018 года по 13 января 2019 года в Национальном художественном музее Республики Беларусь будет экспонироваться выставка «Латвии – 100. История, искусство, традиции», организованная Национальным музеем истории Латвии совместно Посольством Латвии в Республике Беларусь и Национальным художественным музеем Республики Беларусь.

На выставке будет представлено более двухсот экспонатов – произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, знакомящих с богатой историей и разнообразием традиций латышского народа.

Всплеск развития латышского национального искусства пришелся на 1890-е годы. Он был обусловлен резкими экономическими, социальными и культурными переменами в латвийском обществе во второй половине XIX века. Растущий интерес к истории, этнографии и фольклору оказал большое влияние на укрепление национальной идентичности. С целью выявления и сбора материалов традиционной культуры Комиссией знаний Рижского Латышского общества были организованы экспедиции в разные регионы Латвии. В 1894–1895 годах в качестве художника и фотографа в этих экспедициях принимал участие Янис Креслиньш (1865–?), чьи работы – рисунки, акварели, картины и фотографии – являются важным историческим источником для изучения традиционной культуры.

Одним из первых латышских художников, кто в конце XIX века под влиянием национального романтизма увлекся изображением древней истории Латвии, был Артурс Бауманис (1867–1904). Он черпал вдохновение, с энтузиазмом изучая хроники, доступный в то время и относительно бедный археологический материал и создавая реконструкции древнелатышских костюмов.

Вильгельм Пурвитис (1872–1945) – один из самых знаменитых латвийских художников конца XIX – первой половины XX века, родоначальник школы пейзажной живописи – принадлежал к новому поколению латышских мастеров, которые в начале XX века пытались создать национальное и современное искусство. Пурвитис писал природу Латвии в различные времена суток и года, часто обращаясь к увлекавшим его природным мотивам – весеннему половодью, талому снегу, отражению деревьев в воде; любил изображать березовые рощи.

Важной задачей на рубеже XIX и XX веков было создание профессионального латышского прикладного искусства, основанного на традициях народных ремесел. Ярким феноменом этой эпохи стали декоративные глиняные тарелки, созданные гончаром Екабом Драндой (1853–1915). Их богатая роспись сочетает в себе характерные особенности традиционного гончарного дела и орнаментальные мотивы в стиле модерн. В 1906 году его работы экспонировались на Международной выставке искусств и ремесел в Милане и были удостоены серебряной медали.

На выставке «Латвии – 100. История, искусство, традиции» широко представлено многообразное художественное наследие выдающегося мастера прикладного искусства, живописца и художника-графика Ансиса Цирулиса (1883–1942). В раннем творчестве, в 1907–1911 годы, художник увлекался керамикой. Вдохновение для декорирования своих произведений он черпал, исследуя традиционный орнамент в Латышском музее Рижского Латышского общества (ныне Национальный музей истории Латвии) и совершенствуясь в Париже, где изучал новинки в области европейского прикладного искусства.

Во время Первой мировой войны А. Цирулис создавал эскизы для флагов батальонов латышских стрелков и их нагрудных знаков. В 1917–1918 годах художник участвовал в разработке стандарта национального флага Латвии.

После создания Латвийского государства в 1918 году возникла потребность в оформлении общественных интерьеров. В конкурсе на декорирование представительских помещений в резиденции президента Латвийского государства в Рижском замке первое место занял проект А. Цирулиса «Возрождение». По его эскизам с 1926 по 1932 год был создан интерьер для Зала аккредитации послов –роспись потолков и стен, мебель, ковры.

Национальный романтизм продолжал развиваться в 1920-е и 1930-е годы и проявлялся как в живописи, так и в декоративно-прикладном искусстве и дизайне. Элементы и мотивы национального орнамента повлияли на создание государственных и национальных символов Латвийской Республики – герба, денежных знаков, монет и государственных наград.

Большой интерес к теме древней истории Латвии в искусстве был обусловлен масштабными археологическими раскопками и богатыми коллекциями археологических объектов в Государственном историческом музее (ныне Национальный музей истории Латвии). Исследования форм и орнаментов предметов этнографических коллекций стали источником вдохновения для художников в поисках латышского стиля. В прикладном искусстве и дизайне выражение национальной самобытности переплеталось с современными тенденциями 1930-х годов и особенностями стиля ар-деко.

Преемственность латышских национальных традиций в искусстве и культуре сохранилась и после включения Латвии в состав СССР. На выставке их творческое использование представят произведения Джеммы Скулме (1925 г.р.) из коллекции Национального художественного музея Латвии, которые были специально отобраны для экспонирования в Минске в рамках выставочного проекта.

В XXI веке сохранение и использование национальных традиций в художественном творчестве является важным фактором в формировании национальной идентичности и укреплении принадлежности к латвийскому государству.

Анита Мейнарте,

заместитель директора по работе с коллекциями,

Национальный музей истории Латвии

 

* Национальный музей истории Латвии – крупнейшее собрание ценностей материальной культуры латышского народа. Он был основан в 1869 году, и на сегодняшний день коллекция музея составляет более миллиона экспонатов. Основная экспозиция музея охватывает период с IX века до н. э. по 1991 год. В ближайшем будущем Национальный музей истории Латвии будет существенно преобразован и усовершенствован. Во второй половине 2019 года начнется переезд музея в новые рабочие помещения и фондохранилища. В свою очередь в 2023 году планируется завершить реновацию и реставрацию самой старой части Рижского замка – Конвента, отведенной для нужд экспозиций музея.

 

Вернуться >>