АЙВАЗОВСКИЙ И МАРИНИСТЫ
08.07–31.08.2017

Национальный художественный музей Республики Беларусь реализует выставочный проект «Айвазовский и маринисты», который приурочен к 200-летию со дня рождения знаменитого пейзажиста.

Как отмечал Айвазовский, «…поэзию природы всегда чувствовал, чувствую и стараюсь передать моей кистью. Обаяние южной ночи, неба, южного заката, ужас, нагоняемый на душу бурей или ураганом, – вот те чувства, которые вдохновляют меня, когда я пишу».

Наблюдая у Айвазовского романтическое начало, мы нередко забываем о том, что самый активный и продолжительный период его творчества пришелся на вторую половину XIX столетия. А в это время ценители прекрасного нередко отдавали предпочтение не его картинам, а произведениям живописцев, стремящихся к более достоверному отображению природы. Так, у Алексея Боголюбова можно отметить эмоциональную сдержанность и строгость композиции («Парад русского флота», 1888), а также импрессионистичность («Пожар в Кронштадте», 1875). Острота, непосредственность восприятия отличают «Амстердам» (1885) Валентина Серова. В произведениях Николая Дубовского, с одной стороны, ощутима легкость («Берег моря. Пароход. Этюд», 1900; «Морской пейзаж», 1910-е), с другой – напряженность («Море», 1914). И в том, и в другом случае эффект достигается благодаря работе цвета.

Лев Лагорио, являясь учеником Айвазовского, не стал продолжателем романтической, исключительно академической традиции в искусстве. Как и ряд его современников, он тяготел к большей простоте пространственного построения и спокойной колористической гамме («На морском берегу», 1871; «Берег моря»). Другой ученик Айвазовского – Габриэло Касесси – был ближе к академической традиции («Маяк», конец 1870 – начало 1880-х), уделяя внимание эффектам освещения и технике письма. К академизму тяготел Павел Тизенгаузен («Буря», 1876) – маринист с более экспрессивной манерой и динамичной композицией.

И все же по прошествии времени самым крупным русским маринистом остался именно Иван Айвазовский, который однажды отметил: «Море – это моя жизнь».

Многочисленные полотна известного мариниста составляют энциклопедию, где о море, о многообразии его состояний сказано практически все. Море у Айвазовского то умиротворенно-спокойное («Туманное утро», 1853; «Марина», 1858; «Утро на море», 1883), то завораживающее, таинственное («Лунная ночь в Амальфи», 1845; «Ночь на острове Родос», 1850), то грозное, бушующее («Буря», 1852 и отреставрированная специально к выставке «Буря на Азовском море в апреле 1886 года», 1887). Каждое из этих состояний передано виртуозно, поэтично. «Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем моей кистью». Произведения Ивана Айвазовского – это сильные чувства и яркие переживания.

Основные даты жизни и творчества

Ивана Айвазовского (Ованеса Айвазяна)

17 (29) июля 1817 – в Феодосии в семье Геворга (Константина) и Рипсиме Гайвазовских (Айвазянов) родился сын Ованес.

1833–1839 – обучение в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге у Максима Воробьева, Филиппа Таннера, Александра Зауервейда.

1836 – награжден малой (второй степени) золотой медалью за картину «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» 1835 г.

1837 – за «написанные три морских вида и в особенности за превосходную картину «Штиль» награжден большой (первой степени) золотой медалью.

1838 – отправлен в Крым на два года «для усовершенствования» мастерства за счет Петербургской академии.

1839 – принял участие в операциях русского флота в Черном море у берегов Кавказа; получил звание художника первой степени и право пенсионерской поездки за границу.

1840–1844 – совершил пенсионерскую поездку в Италию; тогда же посетил Францию, Бельгию, Голландию, Англию, Португалию, Испанию, остров Мальта.

1843 – Парижской академией художеств за «отличные произведения» награжден золотой медалью третьего класса.

1844 – вернулся в Петербург; «как прославившийся своими работами по части живописи морских видов» удостоен звания академика и назначен живописцем Главного морского штаба.

1845 – участвовал в экспедиции к берегам Малой Азии, Греческого архипелага, Турции, впервые посетил Константинополь; присвоено звание почетного члена Амстердамской, Римской и Парижской академий художеств.

1847 – получил звание профессора Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге.

С 1848 – жил в Феодосии.

С 1853 – действительный член Русского географического общества.

С 1858 – почетный член Московского художественного общества.

1865 – получил права штатного профессора Императорской академии художеств в связи с открытием в Феодосии собственной школы.

1868–1869 – совершил путешествие на Кавказ.

1869 – в связи с открытием Суэцкого канала посетил Египет.

1871 – на собственные средства и по своему проекту закончил строительство нового здания Феодосийского музея древностей на горе Митридат.

1873 – персональная выставка в Ницце.

С 1873 – действительный член Общества поощрения художников.

1874 – персональная выставка во Флоренции.

1876 – присвоено звание почетного члена Флорентийской академии художеств.

1878 – присвоено звание почетного члена Штутгартской академии художеств.

1880 – открыл в Феодосии картинную галерею.

1881 – удостоен звания почетного гражданина Феодосии; посетил Грецию; персональная выставка в Лондоне.

1884 – совершил путешествие по Волге.

С 1885 – член Совета Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге.

1886 – выступил с инициативой строительства водопровода, обеспечившего Феодосию питьевой водой.

1887 – в честь 50-летия деятельности Петербургской академией художеств выбита медаль.

С 1887 – почетный член Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге.

С 1892 – член Общества русских акварелистов.

1892 – по инициативе Айвазовского закончено строительство железной дороги Феодосия – Джанкой.

1892–1893 – посетил Америку; персональные выставки в Нью-Йорке, Чикаго (в рамках Всемирной выставки), Сан-Франциско, Вашингтоне.

1894 – по инициативе Айвазовского завершено сооружение Феодосийского торгового порта.

19 апреля (2 мая) 1900 – скончался в Феодосии и погребен при армянской церкви св. Сергия; согласно завещанию, все находившиеся в картинной галерее произведения были переданы в дар Феодосии.

 

Вернуться >>