Руслан Вашкевич «Музей»
C 10 сентября по 10 октября 2011 года

Руслан Вашкевич «Музей» 

 

10 сентября 2011 года в Национальном художественном музее Республики Беларусь минской публике будет представлен арт-проект известного белорусского художника Руслана Вашкевича под лаконичным названием «Музей».

Что означает появление персонального «музея» Руслана Вашкевича в главном художественном музее страны? Его новый проект (о чем свидетельствует и прямая отсылка к «месту действия» в самом названии выставки) представляет собой концептуальное переосмысление функции и статуса музея в современной культуре. По словам самого художника, «это не музей, это репетиция музея. Это макет художественной интервенции, замаскированный в золотые рамки «закона» в масштабе 1:1».

Создаваемый Русланом собственный «музей» – это музей без границ. И не только границ между прошлым и настоящим, между искусством и не искусством. Здесь стирается дистанция между великими мастерами и обычными зрителями, между классической живописью и рекламным плакатом. Что в конечном счете оспаривавает саму идею музея как «бастиона культурной респектабельности» (стены которого надежно защищают мир искусства от профанных суждений улицы) и как социального института, функцией которого является консервация живого опыта прошлых эпох и помещение его «под стекло». Проект Руслана позволяет задуматься о том, в какой мере классический музей может быть действительно современным, интерактивным, провоцирующим – познавательным и развлекательным одновременно.

Но «Музей» – это также выставка-прозрение о приключениях взгляда, принадлежащего не обычному посетителю музея, а художнику, профессионально оценивающему сотворенное другими художниками в другие времена и пытающемуся осмыслить ту эволюцию, которую прошел визуальный образ от рукотворных художественных приемов визуализации воображаемого мира до компьютерных спецэффектов.

На выставке представлены более двадцати работ Руслана Вашкевича, при этом совсем новые произведения соседствуют с хорошо известными «старыми», но в новой интерпретации.

Постмодернистская идея серийности и вполне осознаваемой культурной вторичности (не отменяющей, впрочем, возможность авторского видения) используются Русланом как потенциально безграничный ресурс для художественных экспериментов в самых разных жанрах и техниках. Отношения любого художника с предшествующей ему художественной традицией не статичны и не исчерпываются простыми позициями отказа или принятия. Для Руслана Вашкевича вне традиции – нет искусства, однако история искусства интересует его не только как пространство игры с формой и стилями, но также и как способ переоценки ценностей, как возможность осовременить способ видения и вернуть с его помощью свежесть восприятия мира.

И хотя это не ретроспектива, однако выставка дает представление о диапазоне творческих поисков художника. В этом персональном «музее» живопись сменяется инсталляциями, супрематические реминисценции следуют за «посвящением» Веласкесу, фотографии образуют единый смысловой ряд с эскизами и репродукциями, анаморфические трансформации позволяют перейти от триллера к эротическому сюжету, а классический натюрморт воспринимается как прототип современной рекламы.

 Руслан Вашкевич (род. в 1966 г., живет в Минске) хорошо известен как в Беларуси, так и за ее пределами. Его персональные выставки можно было увидеть в Минске, Москве, Амстердаме, Париже, Гранаде, Чикаго, Таллинне, Риме, Киеве. Отдельные работы Руслана были представлены в таких значимых коллективных проектах, как Bel Art Tranzit (Москва, 1996), Balota Empire (Киев, 2005), 51 Венецианская Биеналле (2005), 1 Биеналле современного искусства (Минск, 2008) , Gender Check (Вена и Варшава, 2009 – 2010), Opening the Door? Belarusian Art Today (Вильнюс и Варшава, 2010–2011). Работы белорусского художника представлены в коллекциях Национального художественного музея Республики Беларусь и Музея современного искусства в Минске, Музея современного русского искусства в Нью-Йорке, Московского музея современного искусства и Музея нового искусства в Пярну, а также в частных коллекциях по всему миру.

Куратор Альмира Усманова

Выставка будет экспонироваться до 10 октября

Вернуться >>