К 80-летию со дня рождения Юрия Александровича Карачуна
23 декабря - 15 января 2012 года

К 80-ЛЕТИЮ со дня рождения

заслуженного деятеля искусств Беларуси,

директора Национального художественного музея Республики Беларусь

(1977–1997)

 

ЮРИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА КАРАЧУНА

(1931–1997)

 

Родился Юрий Александрович Карачун 27 декабря 1931 года в Минске. С раннего детства на его долю выпали суровые испытания: пятилетняя ссылка вместе с репрессированным отцом в Минусинск Красноярского края; затем – возвращение в Минск, где он нашёл пристанище у своих родственников; во время войны – эвакуация с семьёй в Павлоград Казахской ССР.

Увлечённость рисованием предопределила выбор будущей профессии, после возвращения в родной Минск в 1947 году Юрий Карачун поступает в Минское художественное училище, где ему посчастливилось встретиться с выдающимися педагогами-художниками Г.М. Изергиной и В.К. Цвирко. После окончания училища работал преподавателем черчения и рисования в средней школе № 26 г. Минска.

Стремление к знаниям подтолкнуло Юрия Карачуна продолжить образование; в 1957 году он поступает на вечернее отделение Московского полиграфического института (1957–1962); с успехом заканчивает его, защищает диплом под руководством В.С. Житенёва и А.Л. Гончарова “Художественное оформление книги стихов Петруся Бровки “А дни идут...” и получает специальность художника-графика.

Ещё до окончания института работает редактором издательства “Ураджай”, затем на должности заведующего редакцией Госкомитета по печати БССР. Именно в это время проявились способности Ю.А. Карачуна как прекрасного художника. С 1966 года его произведения начали экспонироваться на республиканских выставках. Одновременно с работой в области промышленной графики занимается художественным оформлением книг, которое неоднократно принесло ему признание – медали и дипломы всесоюзных и республиканских конкурсов.

Работа на протяжении 1970-х на должностях редактора художественно-экспертной комиссии по изобразительному искусству, заведующего отделом Министерства культуры БССР, заведующего отделом рекламы и промграфики Торгово-промышленной палаты БССР обогатила Ю.А. Карачуна опытом административной работы и организационно-практического руководства.

Всё это помогло ему проявить свои лучшие качества организатора и хозяина, когда в 1977 году он принял от Елены Васильевны Аладовой беспокойное наследие – пост директора Государственного художественного музея БССР, крупнейшего в республике культурного и научного центра в области изобразительного искусства. Два десятилетия – треть жизни – он отдал делу руководства музеем. Преданный высокому делу сохранения и изучения национального искусства, Юрий Александрович Карачун на протяжении 1977–1997 годов посвятил себя дальнейшему развитию музейного дела в Беларуси.

В качестве члена-эксперта закупочной комиссии Министерства культуры, наделённый тонким чутьём, выдающимися способностями искусствоведа много сделал для пополнения фондов музея лучшими произведениями мастеров белорусского искусства. Благодаря безупречному вкусу и немалому багажу знаний, ему удавалось выбрать среди большого количества экпонатов на грандиозных республиканских выставках самые лучшие и самые необходимые для коллекции музея произведения. Неоднократно помогал молодым художникам: по его инициативе в 1990-е годы в музее возник новый проект групповых выставок под названием “На галерее”, на которых появилась возможность показать современное искусство рубежа столетий.

Добропорядочность, требовательность к себе, высокий пофессионализм в работе были присущи Ю.А. Карачуну на всех этапах его творческой и административной деятельности. Много сил и энергии отдал расширению сети филиалов музея, организации оборудования и созданию экспозиций Музея белорусского народного искусства в Раубичах, Музея В.К. Бялыницкого-Бирули в Могилёве, Мозырской картинной галереи в д. Гурины, Архитектурного комплекса в Гольшанах, Дворцово-паркового комплекса ХVI–XIX вв. в г.п. Мир, Мемориального музея З.И. Азгура, Музея «Дом Ваньковичей. Культура и искусство первой половины ХІХ в.” в Минске. Благодаря его многолетним усилиям началась работа над возведением нового корпуса – пристройки музея.

Человек высокообразованный, он не только поддерживал научно-исследовательскую деятельность сотрудников, но и сам принимал активное участие в создании самых различных изданий. Ю.А. Карачун – автор монографий “Евгений Зайцев”, составитель альбомов “Музей В.К. Бялыницкого-Бирули”, “Янка Купала в творчестве художников”, “Якуб Колас в творчестве художников”, автор вступительных статей к музейным альбомам и каталогам, научный консультант “Энциклопедии литературы и искусства Беларуси”.

Ю.А. Карачун был членом Белорусского национального комитета Международного совета музеев (ICOM), а с 1992 – его председателем; членом Белорусского товарищества дружбы и культурных связей с зарубежными странами (БЕЛОКС); членом правления белорусского отделения Советского фонда культуры; членом секции изобразительного искусства и архитектуры; членом Совета директоров республики. Как председатель ICOMа, член БЕЛОКСа в значительной мере содействовал расширению международных связей, организации творческих контактов и обмену выставками между художественными музеями.

Многогранная творческая личность, талантливый художник-график, он каждую свободную минуту посвящал творчеству. Персональные выставки случались не очень часто, но неизменно оставляли впечатление высокого профессионализма и духовности. Пейзажным акварелям художника присущи особенная задушевность, тонкий лиризм и проникновенное раздумье («Старая сирень», 1984; «Ранний снег», 1985; «Одиночество», 1990). Произведения выдающегося художника-рисовальщика отличаются достоверностью и виртуозностью во владении карандашом, пером, фломастером («Здесь печатал книги Франциск Скорина», 1978; «За книгами. Миша», 1994; «За рисунком. Автопортрет», 1995).

Лучшие произведения Ю.А. Карачуна хранятся в фондах Национального художественного музея Республики Беларусь и в частных собраниях. Но на выставке представлены также превосходные рисунки и акварели из коллекции семьи художника, многие из которых (особенно ранние работы 1940-х годов: «Автопортрет», 1948; «Три натурщика», 1949; «Портрет матери», 1958) экспонируются впервые.

Вернуться >>