Жуковский С.Ю. В старинном парке. (Вятка. Ротонда в Александровском саду). 1921

Многие годы для исследователей было загадкой, какое место изобразил Жуковский на этом зимнем пейзаже. Под ярким, уже почти весенним небом, косые ярко-голубые тени пересекают заснеженную парковую аллею с протоптанными в ней еле заметными стежками. Тишина. Яркие в сиреневой дымке ветки кустов и деревьев, насыщенная и сочная зелень елей и легкое яркое синее небо над тишиной старого парка… Есть ощущение, что эту ротонду запоминающейся конструкции ты уже когда-то видел. Кажется, что написано какое-то очень известное место, которое ты просто немного забыл и теперь не можешь вспомнить. Что же за парк, какой усадьбы и где? В Подмосковье? В местах, где бывал художник у своих друзей?

Работа датируется 1921 годом, что стало ключом к разгадке. Как мы уже говорили, с 1919 года и до мая 1921 года Жуковский жил в Вятке. Пейзаж зимний, следовательно, это или январь-февраль или декабрь. По освещению, состоянию природы, яркому солнцу, просевшему снегу, на декабрь было не похоже, скорее, на февраль – начало марта. Значит, это еще вятский период и искать необходимо там. Своеобразное архитектурное решение ротонды позволяло надеяться, что место отыщется.

После посещения Вятки императором Александром I осенью 1825 года был устроен городской сад. В честь наследника престола Александра II сад получил название Александровский. 2 ротонды и другие архитектурные элементы сада были построены известным архитектором и художником А.Л. Витбергом в 1835 году. На пейзаже Жуковского изображена центральная ротонда.

Действительно, такие факты дополняли информацию о биографии Жуковского. Художник С.А. Емельянов воспоминает о нем «Живя в Вятке в маленьком домике на окраине города, недалеко от железнодорожного вокзала, Станислав Юлианович был недоволен отсутствием удобств в квартире, жаловался, что зима была холодная, сетовал на жизнь в провинции в отрыве от своего привычного круга московских друзей и знакомых. В творческом отношении он также чувствовал себя обедненным, не находя подходящих архитектурных объектов, которые могли бы войти в его пейзажи». На нашем пейзаже «В старинном парке» как раз мы видим «подходящий архитектурный объект», который первое время заставлял нас думать, что Жуковский писал в парке какой-нибудь усадьбы XIX века.

Также к пейзажу вернулось авторское название «В старинном парке» вместо безликого «Зимнего пейзажа», т.к. после возвращения в Москву Жуковский устроил большую персональную выставку, на которой экспонировался и этот вятский пейзаж.

Юлия Лисай

Вернуться >>