В. Волков. Минск 3 июля 1944 года

К декаде белорусского искусства в Москве (1955 год) Валентин Викторович Волков (1881–1964) закончил большую картину, ставшую «визитной карточкой» художника – «Минск 3 июля 1944 года».

Известно, что еще в марте 1945 года Волков заключил соглашение на создание полотна для фойе зала заседаний Дома Советов, что во многом обусловило размеры и формат произведения.

Художник работал над картиной около 10 лет, создал более 220 подготовительных рисунков, 11 эскизов композиции, около 50 этюдов.

Для произведения позировали соседи мастера (район современного живописцу пересечения Логойского тракта и 6-й линии), солдаты Белорусской военной округи, родственники (в том числе жена Валентина Волкова и его сын Анатолий, тоже художник). Каждое действующее лицо наделено выразительной характеристикой и отвечает общей цели.

На полотне показан один из эпизодов освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков, основанный на впечатлениях живописца − Волков сам видел, как жители города встречали советские войска.

При создании картины он придал происходящему черты триумфальности, изобразил современное ему событие, используя приемы классической живописи, что неслучайно для воспитанника петербургской академической школы. Композиция полотна построена на основе классического принципа врастания малых треугольников в основной треугольник, в который вписывается все действие.

Особую смысловую нагрузку несет городской пейзаж, конкретизируя время и место действия (район от улицы Ленина до площади Свободы).

Художник точно передал ощущение счастья, которым были охвачены жители Минска в то солнечное июльское утро, приветствуя солдат-освободителей.

Картина «Минск 3 июля 1944 года» является одним из самых совершенных творений Валентина Волкова. Работа занимает особое место в искусстве Беларуси, являясь своего рода эмблемой Победы и радости освобождения родного города и страны.

Вернуться >>