М.Савицкий «Партизанская Мадонна Минская»

Михаил Андреевич Савицкий (1922–2010) – значительная и легендарная фигура в белорусском искусстве. Известность и популярность к художнику пришли в 1960-е годы и были связаны с новым взглядом на военную тему в изобразительном искусстве. Сам участник Великой Отечественной войны, после тяжелых испытаний (оборона Севастополя и плен в концлагерях) Савицкий выбирает профессию художника, учится в Минском художественном училище и Московском институте имени Сурикова. Тема войны в его творчестве становиться центральной, прежде всего он стремиться показать и рассказать в своих работах об ужасах войны, о тех нечеловеческих испытаниях, которые выпали на долю людей в период Второй мировой войны. Его работы «Партизаны» (1963) и «Витебские ворота» (1967) показывают реальные события войны в аллегорическом решении. Где главные герои – обычные люди, которые принимают решения и пытаются выжить в суровых военных условиях. «Витебские ворота» – это своего рода Ладожское озеро на территории Беларуси, тропа жизни на оккупированной территории, которую охраняла бригада партизан Батьки Миная. Беженцы – женщины с детьми, старики, раненые воины – уходят от зарева войны.

В картине «Партизанская Мадонна Минская» (1978) художник обращается к вечному символу жизни – материнству. В основе композиции лежит известная картина эпохи Возрождения Рафаэля «Сикстинская мадонна», только вместо библейских персонажей художник изображает простых людей, свидетелей чумы ХХ века – фашизма. В своем творчестве Савицкий разработал новую концепцию гуманизма – гуманизм человека пережившего войну, который прекрасно понимает цену человеческой жизни и осознает, как тонка грань разрушения мира. Это становиться основным манифестом художника: никогда нельзя забывать о самой страшной катастрофе человечества – войне, которой всегда противопоставляется жизнь...

Вернуться >>