А. Грубе “Труд. Тачечник”

Скульптура Александра Васильевича Грубе “Труд. Тачечник” 1928 года создавалась художником специально для третьей Всебелорусской художественной выставки, посвященной теме труда. Автор, который в то время был одной из центральных фигур белорусского искусства в Минске, имел большую популярность и известность. В те годы он был председателем Всебелорусского объединения художников. Александр Грубе окончил Петербургский университет, но в искусстве был любителем. Творчество скульптора развивалось под влиянием известного русского скульптора Ивана Шадра. В своих работах Грубе стремился отразить современные представления о решении пластического образа: монументальность, выразительность, типажность, обобщенность.

Скульптура «Труд. Тачечник» пример подобного воплощения. Автор создает свою работу из цельного ствола дерева. Это своего рода обращение к традициям белорусской деревянной скульптуры, которая существовала с XII века и достигла своего расцвета в XVIII.

Сам образ скульптура – это человек, занимающийся тяжелым физическим трудом – трактуется очень условно. Это не портрет конкретного человека. Анатомия, одежда, детали гипертрофируются – огромные руки, ноги, одежда, самой тачки нет, есть только её детали. Делается это с целью большей выразительности самой темы: человек совершает попытку сдвинуть очень тяжелый предмет. Главной задачей становится физическое усилие, напряжение всех мышц, внутренняя сила, мощь человека. Трудно предположить из какого времени сам персонаж. Это может быть и средневековье, и современность. Подобная трактовка была очень характерна для искусства 1920-х годов, когда образ превращается в символ. А для белорусской скульптуры творчество Александра Грубе стало символом искусства 1920-х годов.

Вернуться >>