Ушла из жизни ЕЛЕНА КОНСТАНТИНОВНА РЕСИНА

Кажется, что ХХ век закончился только вчера. И мы вроде бы все о нем знаем, так как жили в нем и многое постигли. Так кажется ...

Но невозможно, как бы ты не старался, знать все. Как невозможно до конца, полностью почувствовать одного конкретного человека ...

Обычно, когда жизнь ставит последнюю точку в истории личности, она, та личность, перестает принадлежать только себе и близкому окружению. И тогда те, кто был с ней знаком, не могут преодолеть желания попробовать написать портрет на фоне эпохи ...

12 декабря 1926 г. в семье минских служащих родилась Елена Ресина. Минск в то время был не таким большим, как сейчас, и сегодня мы могли бы оценить его как провинцию. Но, как говорила сама Елена Константиновна, детство у нее было интересное. Это нелегкое в отечественной истории время (1930-е) было для Е.К. Ресиной таким привлекательным не только потому, что пришлось на детство, но и благодаря активной жизненной позиции. Заметный факт биографии Ресиной этого периода: она вместе с другими пионерами приветствует Народное собрание в Западной Беларуси. В собрании Национального художественного музея есть эскиз картины Федора Модорова «Пионеры приветствуют Народное собрание в Западной Беларуси» (1940). Многих ли мы знаем из тех юношей, что создали на сцене это праздничное многоголосье?

Как и миллионы других советских граждан, Е.К. Ресину и ее семью постигла Великая Отечественная война. В 1941–1944 гг. она продолжила обучение в средней школе г. Чимкента Казахской ССР. Но как только появилась возможность, вернулась в родной Минск. Елена Константиновна вспомнила однажды то, что тогда от железнодорожного вокзала было видно здание оперного театра. Сейчас даже трудно себе представить такой городской ландшафт...

В 1944 г. Е.К. Ресина уже не успела подать документы на поступление в ведущий ВУЗ СССР – Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, однако в следующем 1945 г. ее фамилия стояла первой в списке абитуриентов МГУ. После поступления в университет наступили годы доскональных штудий. Однажды один из профессоров назвал студенческий поток, на котором училась Ресина, «серой массой отличников».

В 1950 г. сразу после окончания искусствоведческого отделения филологического факультета МГУ Е.К. Ресина – в Минске. Здесь до 1952 г. она работала младшим научным сотрудником сектора искусств Института языка, литературы и искусства АН БССР. Потом работа в Днепропетровском художественном музее. А в 1956 г. – возвращение в родной город. И, наконец, с 1957 г. Елена Константиновна Ресина – сотрудник Государственного художественного музея БССР (с 1993 г. – Национального художественного музея Республики Беларусь), где ей было суждено проработать половину века.

Когда в 1964 г. Е.К. Ресина была назначена на должность заведующей отделом русского искусства, ее первой значимой публикацией стал каталог-путеводитель по залам русского и белорусского искусства XVIII – начала ХХ в. ГХМ БССР (вышел в 1968 г.). Сотрудникам ленинградского отделения издательства «Художник РСФСР», где издание готовилось, идея введения в эту книгу каталожных данных произведений, что упоминались в основном тексте, показалась с самого начала необычной и неприемлемой. Однако Ресиной вместе с Ириной Николаевной Паньшиной (1929–2010), которая в то время являлась заместителем директора по научной работе, удалось доказать, что это было необходимо. По сути, это был большой, стремительный и уверенный шаг на пути к тому уважению и авторитету, которыми Елена Константиновна потом пользовалась всю свою жизнь среди коллег в Минске, Москве, Ленинграде (Петербурге) ...

Но это было только началом многолетней кропотливой работы по научной обработке произведений русского искусства, которые в массе своей перестали поступать в музейные хранилища только в 1980-е гг.

На вопрос «Сколько времени длилась работа над каталогом русской живописи?» Елена Константиновна ответила: «Фактически 20 лет». (Нельзя не отметить, что хорошие книги столько и пишут.) Но работа над двумя основательными томами, в которые попало почти 1500 единиц хранения, вышедшие в 1995 и 1997 гг., велась одновременно с другими делами. Так, в 1977 г. вышел каталог скульптуры, а в 1984 – каталог печатной графики. И эти книги не назовешь простыми «лирическими отступлениями» от главной живописной темы.

Чтобы за многими словами не потерять главного, отметим еще один факт – участие Елены Константиновны в углубленном изучении творчества тех представителей русской художественной школы, кто был родом из Беларуси. Е.К. Ресина имела непосредственное отношение к организации и проведению в Минске первых персональных выставок таких мастеров, как Аполлинарий Горавский (1983 г.), Иван Хруцкий (1985–1986 гг.), а также к серьезной монографической выставке Витольда Бялыницкого-Бирули (1972 г.), каталог которой и до сегодняшнего дня является самым полным собранием картин и этюдов выдающегося пейзажиста (вышел в 1974 г.). По вопросам искусства Беларуси XIX – начала ХХ в. был опубликован ряд статей и книг. Среди них – первая своего рода монография об Иване Хруцком (издана в 1990 г. совместно с И.М. Паньшиной).

За свою многолетнюю работу Е.К. Ресина получила ряд наград. Последняя и самая значимая из них – Орден Почета (1999 г.).

Безусловно, личность Е.К. Ресиной закалялась в суровое время. И многие, кто знал ее лично, отмечают, что в первое знакомство они чувствовали некоторую боязнь, так как и в словах, и в поступках ее видели бескомпромиссность. Но потихоньку первое впечатление проходило и менялось на искреннюю любовь. Так обычно и бывает, когда у человека живой, ясный ум и доброе сердце.

Ушла из жизни Елена Константиновна Ресина 3 октября 2014 года

Вернуться >>