Итоги выставки “Десять веков искусства Беларуси”

10 июля 2014 года закончилось экспонирование масштабного выставочного проекта “Десять веков искусства Беларуси”, приуроченного к 75-летнему юбилею музея. Выставка начала работать с 27 марта 2014 года, продолжалась более трех месяцев и вызвала многочисленный резонанс, о чем свидетельствует Книга отзывов. Выставка проходила во время Чемпионата мира по хоккею и привлекла внимание не только туристов, но и прежде всего самих белорусов, которые, возможно, впервые открыли для себя красоту и значимость своей истории и культуры.

В чем феномен этой выставки? Пришло время подвести итоги этого ёмкого проекта и осмыслить сделанное.

За время работы выставки

• ее посетили 55 075 человек, из которых 13960 – пришли именно целенаправленно (735 – взрослых и 13 222 – студентов);

10 процентов от всех посетителей выставки – иностранные туристы;

• было продано: 51 каталог,  ( стоимость 392 тыс. рублей, 243 каталога в электронной версии (флешка- 60 тыс. рублей );

• услугой аудиогида воспользовался 531 посетитель;

• только за одну “Ночь музеев” 18 мая 2014 года на выставку пришли около 10 тысяч человек;

• сотрудниками музея проведено 320 экскурсий.

Идея и цель арт-проекта

Идея и финансовая реализация выставки были предложены председателем ООО “Белгазпромбанк” В.Д. Бабарыко, который несколько лет назад начал собирать корпоративную коллекцию национального искусства, среди которой – произведения художников, отсутствующие в государственных собраниях Беларуси – картины художников парижской школы: Шагала, Сутина, Любича, Кременя, Кикоина, Царфина, Стелецкого, Глюкмана, скульптуры Цадкина, Инденбаума. В 2012 г. с успехом прошел первый совместный проект “Художники Парижской школы из Беларуси”. В 2014 году были приобретены картины Валентия Ваньковича и книга “Жезл правления” Симеона Полоцкого.

Целью выставки стало собрание главных шедевров белорусского искусства из  белорусских собраний на одной выставочной площадке, демонстрация развития искусства Беларуси в его поступательном движении на протяжении тысячелетия.

Идея выставки была поддержана руководством музея и утверждена Ученым советом музея.

Новая концепция: взгляд со стороны

Автор концепции выставки – Владимир Счастный, бывший председатель Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО, который уже второй раз плодотворно сотрудничает с музеем. Счастный – литератор, автор нескольких пьес о художниках, книги “Художники Парижской школы из Беларуси”.

Концепция выставки “Десять веков...” опиралась на результаты последних исследований в трехтомнике по истории искусства ( автор и сотавитель - Борис Лазуко), который, в свою очередь, – на фундаментальную многотомную работу ученых Института искусствоведения, этнографии и фольклора Академии наук Беларуси 1987–1994 годов “История белорусского искусства” и многочисленные публикации последних лет известных искусствоведов. Концепция предусматривала непривычные принципы выбора и репрезентации художественного материала. Целью стал не только хронологический показ произведений по векам и стилям, но и выделение определенной проблематики внутри каждой из частей: “Традиции искусства Византии”, “Ренессанс и барокко”, “XIX век: диалог культур”, “Художественные школы XIX–XX веков”, “Исторический романтизм 1980–2000 годов” и “Искусство постмодернизма”.  

Новое в этой концепции – национальный акцент; внимание к произведениям, созданным народами, населяющими Беларусь, – белорусами, татарами, евреями, поляками, русскими, а также белорусами зарубежья. Это придало выставке полифоничность и разнообразие. Но существовали и определенные рамки: было решено ограничиться только изобразительным и декоративно-прикладным искусством, исключив народное и инситное. Одним из принципиальных решений стало включение в список экспонентов выставки художников, родившихся на территории современной Беларуси. Исключение было сделано только для творцов, удостоенных званиями народных художников Беларуси.

Новый этап изучения белорусского искусства

“Десять веков...” – результат собирательской и научной деятельности музеев и различных академических институтов Беларуси. Выставка подытожила описательное изучение искусства Беларуси и начала новый этап, который закрывает лакуны отечественной культуры. “Выставка показала нам большое число сильных и знаковых артефактов. Собранные вместе, они заставили по-новому взглянуть на историю белорусской культуры и искусства, а значит и сыграть важную роль в начале нового этапа их изучения”, – отметила доктор искусствоведения Ольга Баженова.

Самый крупный и масштабный проект 

Это был самый масштабный проект Национального художественного музея Республики Беларусь, приуроченный к 75-летию со дня образования музея. Он мог быть осуществлен только при поддержке Министерства культуры Республики Беларусь, доброй воли православной и католической церкви и частных коллекционеров.

Может быть, впервые под одной крышей было собрано такое количество экспонатов – 473 произведения со времен Византии до наших дней из 47 музейных, церковных и частных собраний. Неслучайно на открытии Министр культуры Республики Беларусь Борис Светлов назвал проект “культуроёмким”.

Удачный пример государственно-частного партнерства

Финансирование выставки взял на себя ООО “Белгазпромбанк”, который презентовал несколько замечательных произведений из своей корпоративной коллекции – произведения Сутина, Шагала, Любича, Кикоина, Кременя, Ваньковича и Цадкина.

Генеральный партнер проекта взял на себя оплату подготовительного периода: работы трех дизайнерских бюро, монтаж и демонтаж выставки, покраску залов музея, изготовление рам, транспортные расходы, приобретение трубок для аудиогида, издание каталога выставки, рекламную кампанию в СМИ и городском пространстве. Впервые одним учреждением были выделены на выставку весьма значительные финансовые средства.

Молодежь и студенчество – главная категория посетителей

Главный акцент и посыл при подготовке этого проекта был направлен на школьную и студенческую молодежь.

Неудивительно, что выставка пользовалась большим успехом у посетителей, особенно у студенческой молодежи и школьников старших классов. За три месяца ее посетили 55 075 человек, из которых 13 860 пришли на эту выставку целенаправленно. 12 тысяч из последних – молодежная и студенческая аудитория.

Главные эмоции этой выставки – гордость за свой народ, за его культуру, чувство патриотизма. Об этом писал каждый пятый посетитель. Вообще таким количеством приподнято-эмоциональных отзывов (всего их было 703) на всех языках может похвастаться не каждая музейная экспозиция.

Вищинский денежно-вещевой клад. Серебро. XII–XIII века. Учебная лаборатория музейного дела исторического факультета БГУ

 

Национальные духовные святыни

На короткий срок в музей были привезены национальные святыни духовной культуры – Крест Евфросинии Полоцкой (копия сделана брестским мастером Николаем Кузьмичом) из Полоцка и Статут Великого Княжества Литовского на старобелорусском языке из Музея города Могилева, на приобретение которого собирали деньги “всей миром”. В эти дни в музее было рекордное количество посетителей – несколько тысяч человек ежедневно.

Открытия  выставки

Выставка подняла вопросы исследования и поиска новых авторов белорусского искусства XIX века. Кураторы выставки Владимир Счастный и Надежда Усова, ответственные за экспозиции музейные эксперты Елена Карпенко, Алексей Хоряк, Ольга Архипова стремились выбрать характерные произведения мастеров, которые бы четко отразили принципы принятой концепции. Выставка интриговала неожиданными сопоставлениями: рядом с произведениями маститого художника располагались произведения пока малоизвестного мастера, картины которого эксперты сочли нужным показать. Следует привести примеры такого соседства: народный художник Витольд Бялыницкий Бируля и никому пока не известный Матвей Зайцев; знаменитый Фердинанд Рущиц и Зинаида Астапович, работы которой недавно попали в музей; современные живописцы-мифотворцы – признанный Николай Селящук и неизвестный Сергей Кухто из Витебска, которые трагически погибли; пейзажный шедевр Хаима Сутина и этюд его одноклассника по школе Кругера Ивана Ахремчика. Многие произведения стали открытиями для белорусов – уречское стекло, сверженский фаянс, Арон кодеш (НХМ РБ), корона Торы из Пинска, живописные детские портреты Павла Южика из Сморгони, пинские ксилографии эмигранта Арсения Зайца, минские пейзажи-этюды Николая Дучица, написанные сразу после освобождения города в 1944 году.

Музейная галерея на втором этаже была полностью посвящена искусству Беларуси XX–XXI веков. Открывала ряд поздняя картина Марка Шагала “Влюбленные” (1980-е годы) – поэтический гимн любви великого мастера, сквозная тема его творчества. Напротив – “Партизанская мадонна” Михаила Савицкого, яркое антивоенное гуманистическое произведение выдающегося мастера второй половины ХХ века. Это – своеобразные духовные контрапункты выставки.

“Совершенно блистательной частью выставки стала презентация искусства последних десятилетий XIX – первых десятилетий ХХ века. Были представлены различные школы, художники, поразившие непосредственной и чистой тягой к творчеству, как будто действительно в обществе открылась непреодолимая “воля к искусству”, “ – пишет  доктор искусствоведения Ольга Баженова. Вершиной такого подъема стали произведения 1920-х годов витебского ренессанса и результаты работы авторов из парижского “Улья” молодых белорусских художников. Их страсть и сила видны на картинах. Несмотря на отсутствие произведений Казимира Малевича, который работал в Витебске, были показаны артефакты его непосредственных учеников из коллекций музеев Минска и Витебска, что было не менее впечатляюще.

Национальная школа живописи формировалась посредством развития других местных школ – от витебского народного училища, организованного Шагалом в 1918 году, до Белорусской академии искусств, выпускники которой в конце ХХ века обратились к наследию предшественников. Учебные заведения Витебска и Минска представлены наиболее известными преподавателями и бывшими выпускниками – Виталием Цвирко, Павлом Маслениковым, Маем Данцигом, Заиром Азгуром, Георгием Поплавским, Николаем Селещуком, Григорием Ситницей, Владимиром Товстиком, Анатолием Барановским, Валерием Шкарубо и другими. Некоторые произведения этих художников на выставке являются их собственностью и широкому зрителю были неизвестны. Обозначен несколькими произведениями белорусский бренд – художественное стекло завода “Неман”.

Отведено место и искусству эпохи постмодернизма – скульптурам Константина Селиханова, объектам Александра Малея. Многие художники предоставили произведения из своих собраний: всеобщее внимание привлекал оригинальный проект Владимира Цеслера и Сергея Войченко “Двенадцать из XX”, “ Немного желтого” Руслана Вашкевича.

На этой выставке посетители впервые увидели приобретенные Белгазпромбанком за пределами страны три новых картины Марка Шагала, “Еву” Хаима Сутина, портрет Томаша Зана кисти Валентия Ваньковича – единственное его оригинальное полотно в Беларуси.

Статут Великого Княжества Литовского 1588 года, или Третий свод законов ВКЛ. 1588. Музей истории Могилева

Каталогизация выставки 

Выставка готовилась в сжатые сроки – в течение 9 месяцев. Издательством “Чатыры чвэрці” под научной редактурой кандидата искусствоведения Бориса Лазуки был сделан каталог с участием 20 лучших искусствоведов, историков и культурологов из Минска, Вильнюса, Витебска и Борисова. Среди них крупные ученые – доктора наук Адам Мальдис и Иоланта Ширкайте, кандидаты наук Андрей Ярошевич, Ольга Баженова, Александр Лисов, Людмила Вакар. Статьи и биографии художников были переведены на русский и английский языки. Обложку каталога выполнил известный белорусский дизайнер Владимир Цеслер.

В течение трех месяцев работала группа лучших белорусских музейных фотографов и журналистов (Дмитрий Козлов, Олег Лукашевич, Александр Алексеев), которые подготовили бесценный видео-и фотографический материал для каталога выставки, объехав почти все регионы страны. Многие произведения искусства в этом каталоге были опубликованы впервые и таким образом введены в научный оборот: например, стекло гуты Краевских из Борисовского объединенного музея, корона Торы из Музея Белорусского Полесья в Пинске и пока единственный в Беларуси живописный этюд народного художника СССР Евсея Моисеенко из Буда-Кошелевской районной галереи его имени, резные деревянные подсвечники из НХМ РБ и многие другие, не менее ценные раритеты.

На XXI Международном специализированном форуме по телекоммуникациям, информационным и банковским технологиям сотрудником сектора маркетинга Национального художественного музея Республики Беларусь А. Степанцом было сделано научное сообщение “Электронный каталог художественной выставки: плюсы и недостатки”, которое широко обсуждалось участниками.

Неизвестный мастер. Портрет Льва Сапеги. Масло. 1617 (?). Национальный исторический музей Республики Беларусь

Новая жизнь старых произведений: реставрация шедевров белорусского искусства

Перед тем, как стать частью масштабной экспозиции, многим экспонатам понадобилась реставрация. Некоторые предметы обрели вторую жизнь: например, портреты основателей костела в Кемелишках, жирандоль уречского стекла из Ружанского храма, над которыми работали реставраторы НХМ РБ Александр Лагунович-Черепко, Александр Петраков и Гейдар Алиев. Орнаты с использованием фрагментов слуцких поясов – главное литургическое облачение католических священников – восстанавливала в сжатые сроки реставратор Илона Карлионова, а Портрет Томаша Зана – Светлана Дикуть.

Прошел реставрацию у известной соломоплтельщицы Любови Селивончик один из самых необычных экспонатов – соломенные Царские врата (XVIII – начало XX века) из Музея народного искусства в Раубичах. Такие врата украшали иконостасы в православных и униатских храмах. Известны лишь трое таких врат, аналогов уникальному памятнику народного искусства в мире нет.

Двусторонний кунтушовый пояс. Шелк, нить золотная, нить серебряная. 1760 (1762) – 1776. Минский областной краеведческий музей

Привели в экспозиционный вид портрет первой в республике народной артистки СССР Ларисы Александровской, написанный Иваном Ахремчиком, и портрет кисти Михаила Станюты его дочери Стефании. В реставрационных мастерских побывал и шедевр народного декоративно-прикладного искусства – рисованный ковер “Дева на водах” художницы Алены Киш (из музея-заповедника в Заславле), имя которой наряду с Пиросмани занесено во “Всемирную энциклопедию наивного искусства”.

Большое впечатление произвело и необычное произведение Язепа Дроздовича. Его недавно отреставрированная символическая картина “Пророк” 1931 года, заказанная священником Станиславом Гляковским для виленского храма и подаренная в 1987 году Национальному художественному музею потомком ксендза, композитором Евгением Поплавским, стала открытием выставки.

Эти открытия позволяют решать новые проблемы в изучении белорусского искусства, значительно углубляя его содержание.

Рождество Богоматери. Доска, темпера. Около 1700. Национальный художественный музей Республики Беларусь

Интервенция в классическое пространство: необычный дизайн

Экспозиционная площадь выставки более 1200 квадратных метров. Пользователи привыкли к классическому облику музея, к его торжественной беломраморной колоннаде и лестнице. Но на этой выставке интерьеры обрели необычный вид. Молодые архитекторы из Санкт-Петербурга начали своеобразную дизайн-интервенцию в архитектурную классику: закрыли огромным белым полотном колонны и подняли на балюстраду дополнительные стенды, в два раза увеличив выставочное пространство.

Принято было не нарушать привычный облик постоянной экспозиции Национального художественного музея, а использовать возможности пяти залов первого этажа и галереи повыше, сменив на современный лад выставочные площадки.

Для осуществления художественного решения выставки были приглашены три дизайнерских группы – из Беларуси “Astula” (дизайн-студия Елены Матросовой), Литвы (архитектор исторических интерьеров Видуте Повилаускайте) и Санкт-Петербурга (бюро “Ludi architeкts” Любови Леонтьевой, С.-Петербург), которые, приняв общую дизайн-концепцию, слаженно работали в едином ключе. “Экспозиция основана на дополнительных экспозиционных модулях, позволяющих создавать в середине каждого зала свой особый сценарий, соответствующий теме, который раскрывается там и провоцирует посетителя на исследование. Мы старались минимально задействовать стены и максимально нагрузить информацией искусственно созданные в середине помещения пространства. Но, тем не менее, стены важны для нас как цветовая основа экспозиции и как носитель больших блоков информации. Мы перекрасили все стены в музее (в залах, отведенных под экспозицию), что, безусловно, на наш взгляд, изменило многие помещения, добавив им глубины, строгости и смысла”, – отметила Любовь Леонтьева, автор дизайн-концепции выставки.

Подбор рам, багетов и художественное оформление графических произведений вместе с музейными сотрудниками осуществляла дизайнер Надежда Кухаренко (дизайнерское бюро ООО “Ладес”).

Иван Хруцкий. Портрет мальчика в соломенной шляпе. Масло. Конец 1830-х начало 1840-х. Национальный художественный музей Республики Беларусь

Свет решает все: новое световое оборудование

Новое световое оборудование позволило иначе подать многие музейные предметы. “Первые залы – в сиянии золота и серебра – превзошли ожидания рядовой публики и выглядели чрезвычайно эффектно”, – писали критики. Зрителей встречало изображение символа выставки – срез старого векового дуба с годовыми кольцами. Драматизм нашей истории подчеркнут глубокими трещинами, что прерывали гармоничное развитие. Вестибюль превратился в живое пространство. На большие белые полотна непрерывно проектировались представленные на выставке экспонаты и памятники архитектуры.

Фердинанд Рущиц. У костела. Масло. 1899. Национальный художественный музей Республики Беларусь

Свет не только помог проявить красоту выцветших писанок Язепа Дроздовича, Алены Киш (в вестибюле) и старообрядческих бисерных икон из Ветки в резных рамах, он заиграл на полихромных позолоченных деревянных скульптурах, ценных старопечатных изданиях Скорины и Мстиславца, на позолоте старинных царских врат и заставил засверкать хрусталь уречского стекла уникальной жирандоли, серебряные и золотые нити слуцких поясов в католических орнатах. Новое освещение позволило иначе взглянуть на привычные музейные экспонаты, подчеркнуть их артактивность.

Атмосфера выставки: роль видео и музыки                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Хаим Сутин. Ева. Масло. 1928. Корпоративная коллекция Белгазпромбанка 

В трех залах выставки и в фойе в режиме нон-стоп демонстрировались специально снятые фильмы о шедеврах белорусского искусства и зодчества (авторы – журналисты, авторы проекта “Спадчына Беларусі” Олег Лукашевич и Александр Алексеев). Удачно подобранный музыкальный фон из шедевров белорусской музыки XVI–ХIХ веков вносил в выставку спокойное гармоничное и проникновенное настроение, провоцируя одних на раздумья и философские размышления, других – на эмоциональную созерцательность и спокой.

Язеп Дроздович. Пророк. Масло. 1931. Национальный художественный музей Республики Беларусь

Николай Селещук. Дорога домой. Масло. 1996. Национальный художественный музей Республики Беларусь

Коммуникация: разнообразие и новый сценарий

Эта выставка – одна из немногих, где был тщательно продуман сценарий коммуникации посетителей и произведений: от наружной и телевизионной рекламы, напоминающей о выставке в течение всего срока, до бесплатного плана экспозиции и интернет-сюжетов на сайте музея и банка.

Кроме каталога на трех языках и его недорогой электронной версии, посетители могли воспользоваться аудиогидом с 2-минутным рассказом о 60 произведениях искусства, находящихся на выставке, подготовленном сотрудниками музея. Эта услуга была весьма востребована и одобрена многими посетителями. Получить информацию о каждом предмете можно было и при помощи мобильных телефонов. По всей экспозиции был доступен QR-код. Воспользоваться услугой смогли те, у кого в сотовом телефоне был доступ в интернет и наличие программы считывания штрих-кодов.

Сотрудниками музея был разработан интерактивный проект “Пришло время учиться. Tempus discendi est”, а также одноименная интерактивная музейная программа. Во время работы выставки было проведена 5 концертов и 4 лекции на тему “Художественные объединения Беларуси”, прошел показ фильма о Юделе Пэне (телевизионный проект “Обратный отсчет”, руководитель В. Бокун).

Іосиф Бродский

 

Владимир Маяковский

Сергей Войченко, Владимир Цеслер. Проект века Двенадцать из ХХ. 1999. Собственность авторов

Важные международные визиты

29 мая 2014 года выставку посетила Администратор Программы развития ООН (ПРООН) Хелен Кларк, которая имеет репутацию главного идеолога в мире по устойчивому развитию.

18 апреля Национальный художественный музей Республики Беларусь посетила представительная международная организация во главе с Генеральным директором ЮНЕСКО Ириной Боковой, которая очень высоко оценила выставку и ее роль в культурном пространстве Беларуси.

В числе других посетителей 1–2 июня 2014 г. на выставке побывал представитель аукционного дома Сотбис (Нью-Йорк) Скотт Ничел, специалист по произведениям искусства России.

Цифры выставки

• Наибольшее количество партнеров-участников - 47 участников;

кроме Национального художественного музея Республики Беларусь и корпоративной коллекции Белгазпромбанка, в выставке приняли участие 22 государственных и частных музея, раритеты 2 библиотек – Национальной и Академии наук, собственные произведения 12 художников и 3 частных коллекционеров, произведения искусства из 2 костелов и собраний Православной Епархии.

    • 473 произведения со времен Византии до наших дней.
    • На выставке впервые демонстрировалась самая дорогая картина в Беларуси Хаима Сутина “Ева”, приобретенная Белгазпромбанком на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за 1 млн. 860 тысяч долларов.  
    • Получено наибольшее количество отзывов – 703, из которых 73 – от иностранных туристов.
    • Этот проект занял I место в номинации “Культурный проект” на III Международном фестивале территориального маркетинга и брендинга OPEN.
    • Каталог выставки, созданный Белгазпромбанком при партнерской поддержке 20 экспертов-искусствоведов, научных сотрудников Национального художественного музея Республики Беларусь, изданный издательством “Чатыры чвэрці”, отмечен почетным дипломом в номинации “Гран-при” XI Международного конкурса “Искусство книги”.

Отзывы с выставки

Очень хорошо организована выставка, где видны все периоды развития нашей культуры. Очень понравились и работы, которые представлены впервые! Огромное спасибо!” (Учащиеся БГПУ, гр. 210)

“Дзякую за цудоўную выставу. Гэта сапраўдная асалода – дакрануцца да былых стагоддзяў. Надта спадабалiся творы XIX ст. Шчыры дзякуй!” 

“Большое спасибо за выставку! Это очень важно для современной молодёжи”. 

“Благодарим за чудесное чувство проникновения в великолепное прошлое, загадочное и щемящее сердце своей недосягаемой мощью и благородством, а также за гордость талантами дня сегодняшнего, передающими неизбывную красоту и величие людей и природы Беларуси! Спасибо! Успехов в вашей благородной работе сохранения “чудных мгновений”. (Белоруски с украинскими корнями Т. Корниенко и Е. Корниенко)

“Дзякуй агромнiсты ўсiм, хто спрычынiўся так цi iнакш да гэтай выставы, якая дае адчуваннi, што мы, беларусы (лiцвiны), роўныя сярод роўных у гэтым свеце, і што нам ёсць чым ганарыцца і ёсць што пакiнуць нашчадкам”. (Дамiнiка Бабрыцкая, Таццяна Магугава)

Выводы

Выставка впервые продемонстрировала возможности частно-государственного партнерства, впечатляющие результаты общей работы – Министерства культуры, областных управлений культуры, финансовой, издательской, музейной и конфессиональных структур. Слаженная работа за короткий промежуток времени дала положительные результаты.

“Выставка выявила совершенно новый научный и культурный дискурс, версию того, на чем белорусы могут базировать свою идентичность и какие ценности передавать будущим поколениям”, - считает художественный критик С.Харевский.

Тем не менее “выставочный эксперимент” поставил перед зрителями вопросы, которых стало больше, нежели было. Что есть наша классика и до какой степени прежняя система ее кодификации соответствует современности? Что выпадает из нашего внимания и в какой форме происходит конструирование национальной истории культуры – таковы выводы профессиональной критики.

Ответы на эти вопросы – в развитии науки об искусстве Беларуси ХХI века, где соответствующее место займет и этот выставочный проект.

Национальный художественный музей Республики Беларусь искренне благодарит всех посетителей и участников выставки “ДЕСЯТЬ ВЕКОВ ИСКУССТВА БЕЛАРУСИ” за профессиональное участие и поддержку этого уникального проекта:

Министра культуры Республики Беларусь Бориса Светлова

Заместителя Министра культуры Республики Беларусь Василия Черника

Главного специалиста Министерства культуры Республики Беларусь Дмитрия Шляхтина

Митрополита Минского и Слуцкого Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси

Архиепископа-митрополита Минского и Могилевского Тадеуша Кондрусевича

Национальный исторический музей Республики Беларусь (директора – Олега Рыжкова)

Национальный историко-культурный музей-заповедник “Несвиж” (директора – Сергей Климова)

Национальный Полоцкий историко-культурный музей-заповедник (директора – Тамару Джумантаеву)

Национальную библиотеку Беларуси (директора – Романа Матульского)

Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны (директора – Николая Скобелева)

Борисовский государственный объединенный музей (директора – Наталью Рахович)

Белорусский государственный университет (ректора – Сергея Абламейко)

Ветковский музей народного творчества имени Ф.Р. Шклярова (директора – Галину Нечаеву)

Витебский областной краеведческий музей (директора – Глеба Савицкого)

Галерее художественного стекла и керамики “VAIVA” (г. Минск, директора – Леонида Черняка)

Историко-культурный музей-заповедник “Заславль” (директора – Николая Пограновского)

Гомельский дворцово-парковый комплекс (генерального директора – Александра Гостева)

Гродненский государственный музей истории религии (и.о. директора – Олега Рыбака)

Гродненский государственный историко-археологический музей (директора – Юрия Китурко)

Государственный литературный музей Янки Купалы (директора – Елену Лешкович)

Государственный музей истории театральной и музыкальной культуры (директора – Зинаиду Кучер)

Институт истории Национальной академии наук Беларуси (директора – Вячеслава Даниловича)

Институт культуры Беларуси (и.о. ректора – Ирину Лаптенок)

Картинную галерею имени Е.Е. Моисеенко (г. Буда-Кошелево Гомельской области; директора – Людмилу Жукову)

Могилевский областной художественный музей им. П.В. Масленикова (директора – Александра Хохрякова)

Музей истории Могилева (директора – Алексея Батюкова)

Музей истории и культуры евреев Беларуси (директора – Вадима Акопяна)

Минский областной краеведческий музей (г. Молодечно; директора – Таисию Ленкевич)

Музей Белорусского Полесья (г. Пинск; директора – Ирину Демчук)

Сморгонский историко-краеведческий музей (директора – Любовь Белуш)

Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси (директора – Александра Лакотко)

Центральную научную библиотеку им. Я. Коласа Национальной академии наук Беларуси (директора – Александра Грушу)

Усадебно-парковый комплекс “Панская усадьба Сула” (д. Сула Столбцовского района Минской области; директора – Андрея Запольского)

Приход костела Рождества Пресвятой Девы Марии в д. Кемелишки Островецкого района (ксендза Романа)

Приход храма Святой Троицы в г.п. Ружаны Пружанского района (ксендза Януша Пулита)

ОАО “Белгазпромбанк” (председателя правления – Виктора Бабарико)

ОАО “Газпром трансгаз Беларусь” (генерального директора – Владимира Майорова)

ОАО “Белгазпромбанк” (советника, члена правления банка – Владимира Сажина)

ОАО “Белгазпромбанк” (автора концепции выставки – Владимира Счастного)

ОАО “Белгазпромбанк” (руководителя отдела спецпроектов – Сергея Приемко)

ОАО “Белгазпромбанк” (координатора спонсорских проектов – Инну Бушило)

Журналистов Олега Лукашевича и Александра Алексеева

Члена Белорусского союза художников Владимира Цеслера

Члена Белорусского союза художников Владимира Савича

Члена Белорусского союза художников Виктора Ольшевского

Члена Белорусского союза художников Егора Батальенка

Члена Белорусского союза художников Игоря Бархаткова

Члена Белорусского союза художников Валерия Шкарубо

Художника Василия Васильева (г. Витебск)

Владельца частной коллекции Раису Кухто (г. Витебск)

Владельца частной коллекции Андрея Кулаженко

Владельца частной коллекции Олега Лукашевича

Владельца частной коллекции Илью Шталенкова

Владельца частной коллекции Дмитрия Рабунского

Владельца частной коллекции ЕленуСмирнову

ООО “Ладес” (руководителя – НадеждуКухаренко)

Дизайн-студию “Astula”, г. Минск (руководителя – Алену Матросову)

Архитектора Видуте Повилаускайте (г. Вильнюс)

Дизайнерское бюро “Ludi architects”, С.-Петербург (руководителя – архитектора Любовь Леонтьеву)

Издательство “Чатыры чвэрці” (руководителя – Лилиану Анцух)

Руководителю группы монтажа выставки Игорю Оссовский (г. С.-Петербурга)

Второй национальный телеканал (председателя правления – Григория Киселя)

Интернет-портал TUT.BY (руководителя – Юрия Зиссера)

Газету “Советская Беларусь” (Беларусь сегодня) (главного редактора – Павла Якубовича)

Белтелерадиокомпанию (председателя – Геннадия Давыдько)

Журналиста Виктора Корбута (газета “Советская Беларусь”(Беларусь сегодня)

Тележурналиста Александра Матяса (Второй национальный телеканал)

Тележурналиста Елену Борматову (Белтелерадиокомпания)

Вернуться >>