Европейское искусство XVI - XX в.

УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ!

 

Коллекция европейского искусства в Национальном художественном музее Республики Беларусь сравнительно невелика. Начало собирательской деятельности музея в этом направлении следует отнести к концу 1940-х годов. Особенно же интенсивно фонд европейского искусства пополнился в 1960–1970-е годы. Из собрания известного минского коллекционера, бывшего директора Белорусского института животноводства, Михаила Федоровича Габышева в 1961 году было закуплено 10 живописных произведений, составивших основу коллекции итальянской живописи. Тогда же в музей из фондов Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина были переданы полотна К. Ж. Верне, Ф. Ваувермана, Ф. де Мушерона, Ю. Робера, Я. Рейсделя и др. Расширению и обогащению фондов отдела западноевропейского искусства способствовали активные контакты с коллекционерами Москвы и Ленинграда. Так, в частных собраниях в 1965 году были приобретены такие произведения, как «Горный пейзаж» швейцарского художника А. Калама, жанровая сцена «После охоты» шведского художника Б. Норденберга, большое полотно на библейский сюжет «Сусанна и старцы» французского художника Ж. Ф. де Труа и др.

С искусством Италии XVI–XIХ вв. в музее знакомят портреты, картины на мифологические и библейские сюжеты таких художников, как Антонио Дзанки «Разоблачение Одиссея», Джироламо Троппа «Мифологический сюжет», Джузеппе Казанова «Пейзаж с быком» и др.О достижениях реалистического голландского искусства XVII века позволяют судить произведения Томаса Хереманса «Лето», «Зима», Филипса Ваувермана «Сборы на охоту», Якоба Гиллига «Рыбы», Фредерика де Мушерона «Пейзаж с путниками и животными». Искусство Фландрии в коллекции представлено великолепным полотном «Венера в кузнице Вулкана» Петера Тиза – ученика Рубенса и Ван-Дейка, пейзажами Яна Франса ван Блумена «Пейзаж с козами» и «Пейзаж с фигурами».Гордостью коллекции французского искусства XVII–XIX веков являются пейзажи Гюбера Робера «Вид бассейна с обелиском и развалинами акведука», «Сад виллы Боргезе в Риме», Клода-Жозефа Верне «Приморский пейзаж», портреты кисти Франсуа Жерара «Портрет Ю.А.Татищевой», Жана Батиста Реньо «Портрет князя А.Б. Куракина», Алексиса Гриму «Мужчина в берете», композиции на мифологические и религиозные сюжеты «Сусанна и старцы» Франсуа де Труа, «Венера и Марс» Франсуа Гильома Менажо (?).Несколькими живописными полотнами представлены такие европейские страны, как Англия (Джордж Морланд «Возвращение с охоты», Томас Баркер «Батальная сцена»), Германия (Анна Лишевска «Портрет М.К. Огинского»), Дания (Христиан Йенсен «Женский портрет»), Бельгия (Давид Нотер «Натюрморт с омаром», «Натюрморт с битой дичью и фруктами»), Австрия (Венкеслаус Петер «Птицы»), Швейцария (Александр Калам «Горный пейзаж»), Польша (Юзеф Рапацкий «Пейзаж с мельницей»). Скульптура в собрании музея представлена преимущественно произведениями мастеров французской, итальянской, польской художественных школ XVIII–XX веков.Работы Антонио Тарсии («Юнона»), Джузеппе дель Неро («Меркурий-Аргусоубийца»), Энрико Брага («Портрет Сары Бернар») знакомят с творчеством итальянских скульпторов XVIII–XIX вв. Раздел французской скульптуры второй половины ХІХ – начала ХХ века включает в себя скульптурные композиции Пьера Жюля Мэна («Собаки, напавшие на дикого кабана», «Фламандская корова с телёнком»), Жана-Батиста Карпо («Бюст Гения Танца»). Произведения Антонина Лару («Сушильщица сена»), Франсуа-Рауля Ларша («Жанна д’Арк») являются примером серийной скульптуры XIX века. На художественном рынке в этот период конкурируют литейные мастерские F. Barbedienne, Susse Frères, Siot-Decauville, Thiebaut Frères и т.д.Коллекция западноевропейской графики XVIII–XIX вв. представлена гравюрами и рисунками мастеров французской (Пьер-Франсуа Базан, Никола-Габриэль Дюпюи, Жан Годфруа и др.), итальянской (Джованни-Батиста Пиранези, Джованни Оттавиани, Доменико Монтагю), английской (Люк Салливан), немецкой (Христиан-Вильгельм-Эрнст Дитрих, Георг-Фридрих Шмидт, Иоганн-Георг Вилле и др.), польской художественных школ. Гравюры Сюзанны Бауманн, Кристины Дюбуа, Ханса Шерера, Франца Эггеншвилера (Швейцария), Йоханнеса Брауэра, Леа Грундиг, Кристофа Ниса, Оливера Коссака (Германия) знакомят с особенностями графики второй половины ХХ века.Коллекцию западноевропейского декоративно-прикладного искусства представляет продукция фарфоровых мануфактур конца XVIII – начала XIX в. Изделия одной из старейших – Майсенской (1710 г.) – напоминают о китайских образцах. Вазы с прорезными бортами, чашки и блюдца причудливой рифленой формы расписаны кобальтом, их поверхности украшены изображениями птиц и цветов. Кроме сосудов и разнообразной посуды в Майсене делали и фарфоровые фигурки. Особенно часто майсенские скульпторы обращались к мифологическим и аллегорическим сюжетам. Со второй половины XVIII века ведет свою историю Берлинская Королевская фарфоровая мануфактура. Музейные экспонаты дают представление о предметах, выполненных в первой трети XIX века. В искусстве этого времени господствует классицизм, эталоном для художников становятся произведения античности. Мастерами активно заимствуются формы античной керамики. В 1830-е годы особую популярность в Европе приобретает так называемая «джерсийская майолика» с характерной росписью золотистым люстром по голубому, светло-охристому или розовому фону. Изготавливалась майолика в Англии, в крупном промышленном и портовом городе Сандерленде, а продавалась на острове Джерси, отсюда и произошло ее название. Музей располагает изделиями фабрик Чехии и Австрии конца XVIII – XX в. В фондах хранятся единичные интересные образцы мебели европейских мануфактур. Это шкаф работы гданьских мастеров XVII в., голландская наборная мебель этого же столетия, кабинет работы мастеров Южной Германии конца XVII – начала XVIII в.

В постоянной экспозиции зарубежного искусства Национального художественного музея Республики Беларусь выставлена керамика Пабло Пикассо. Художник начал работать в керамике со второй половины 1940-х годов. В мастерской Мадура, расположенной на юге Франции в небольшом городке Валлорис, Пикассо создал около 3 тысяч произведений. Представленные в витринах экспозиции блюда, тарелки, кувшины выполнены в 1948–1956 годах. Изделия выпускались тиражными сериями при участии самого художника или под его наблюдением. Он создает «Издательство Пикассо» (Edition Picasso) – Мадура и тираж изданий определяет сам.

Пикассо использует белую фаянсовую глину, покрывает предмет эмалями и глазурями, работает с плоскими и объемными формами. Из всего многообразия керамических форм выбирает два типа. Блюда, тарелки, миски, панно имеют поверхность, удобную для нанесения изображения, а бортики-края создают своеобразные рамы. Кувшин – почти скульптурная форма – выражает образ и росписью, и объемом. Керамика Пикассо радостна и гармонична. Сюжеты его керамических работ тесно связаны с живописью и графикой, они являются вариациями любимых тем его творчества.

В настоящее время собрание западноевропейского декоративно-прикладного искусства Национального художественного музея Республики Беларусь насчитывает около 250 единиц хранения.