Белорусское искусство XX в.

Фонд современного белорусского искусства составляет около 11 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства ХІХ — начала ХХІ столетий – почти половину всего собрания музея. В основном формирование коллекции происходило в послевоенные годы, но в нее входят и десятки произведений из довоенных минских Белорусского государственного музея и Государственной картинной галереи. Стоит ли говорить, что этот фонд, вкупе с коллекцией сакрального белорусского искусства, уникальны, являются самыми полными собраниями белорусского искусства в мире, документами национальной художественно-изобразительной интерпретации мироздания.

Фонд современной белорусской живописи в настоящее время включает в себя более трех тысяч творений более 330 художников. Среди них есть и несколько произведений ХІХ века – это редкие для нашей страны полотна Я. Дамеля, К. Русецкого, В. Слендинского. Следующий период, конца ХІХ—начала ХХ вв., представлен картинами Л. Альперовича, Ю. Пэна, Я. Кругера, З. Ленского. Причем, творчество первых репрезентировано достаточно полно, чтобы судить об эволюциях этих художников и – шире – о ряде аспектов искусства того времени.

Живопись 1920-х—1930-х годов, как и дореволюционной поры, представлена более или менее фрагментарно в силу катастрофических событий первой половины ХХ в., губивших не только людей, но и феномены культуры. И тем не менее, музей обладает коллекцией интереснейших уникальных произведений – свидетельств как искусства, так и истории. Это полотна М. Филипповича и М. Станюты, М. Кунина и М. Слепяна, В. Кудревича и И. Мильчина, Г. Докальской и А. Голубкиной, М. Севрука и П. Сергиевича, Н. Воронова и А. Мозолева, Е. Тихановича и М. Аксельрода, А. Шевченко и А. Кастелянского. Диапазон – от крошечных этюдов Н. Тарасикова до монументально-декоративных панно И.Ахремчика, В.Волкова, А. Деблера, некогда находившихся на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве; от фантастически-космических композиций И. Дроздовича до крупномасштабных полотен социалистического реализма Н. Пашкевича и М. Моносзона.

Но, естественно, наиболее полно представлена в музее белорусская живопись второй половины ХХ века. Характер собрания позволяет говорить о монографичности коллекций крупнейших белорусских художников 1950-х—1980-х гг. Наиболее исчерпывающе представлено искусство И.Ахремчика, В. Волкова, В. Цвирко, Н. Воронова, Е. Зайцева, М. Данцига, А. Гугеля, Р. Кудревич, В. Жолток, А. Шибнева, В. Громыко, В. Стельмашонка, Г. Ващенко, П. Масленикова, А. Кищенко, Я. Роздзяловской, А. Бархаткова, Н. Залозного, А. Малишевского, Л. Щемелева и самого известного белорусского художника, академика, Героя Беларуси – М. Савицкого. Значительное место занимают произведения живописцев, сформировавшихся на рубеже 1960-х—1970-х годов: И. Басова, З. Литвиновой, В. Сумарева, Б. Казакова, С. Катковой, А. Марочкина, М. Рогалевича; также художников, пришедших в искусство в 1970-е—1980-е годы: Н. Бущика, А. Кузнецова, Н. Селещука, Г. Скрипниченко, В. Товстика, В. Ольшевского, А. Ксендзова, В. Кожуха, Ф. Янушкевича и других.

В последние годы коллекция не могла расти с прежней интенсивностью, но все же она обогатилась работами, хоть и единичными, нового поколения художников – И. Кашкуревича, Н. Залозной, И. Тишина, А. Задорина, А. Гришкевича, С. Римашевского, И. Бархаткова, В. Шкарубо и других.

В фондах музея находится более двух тысяч произведений тиражной и около пяти тысяч оригинальной графики ХХ века.
Значительный интерес в разделе графики конца ХIХ — первой трети ХХ века представляют работы Л. Альперовича, Ю. Пэна, Я. Кругера, И. Дроздовича, А. Бразера, К. Гедды, С. Ковровского, М. Севрука, П. Сергиевича, В. Волкова, П. Гутковского, Г. Змудзинского, как питомцев петербургской, одесской, виленской, московской, парижской, витебской, варшавской художественных школ. 1920-е годы представлены композициями и портретами А. Ахола-Вало, М. Аксельрода, А. Астаповича, З. Горбовца, М. Моносзона, экслибрисами П. Гутковского, Е. Минина, С. Юдовина, иллюстрациями М. Филипповича. 1930-е годы – творчеством А. Тычины, Б. Малкина, Н. Пашкевича, И. Гембицкого. В нашем собрании есть работы первых выпускников графического отделения Витебского художественного техникума.

Период Великой Отечественной войны включает более двухсот произведений, в которых можно проследить хронологию темы, начиная от беженства из родных мест и заканчивая надписями на рейхстаге. Это листы С. Андруховича, Г. Бржозовского, Д. Генина, И. Давидовича, М. Житницкого, Ф. Дорошевича, А. Кроля, Е. Зайцева, Л. Лейтмана, Н. Тарасикова, С. Романова, Б.З виногродского, С. Каткова, Л. Рана.

Значительный интерес представляют произведения второй половины ХХ века – портреты Л. Рана, А. Зайцева, С. Геруса, иллюстрации В. Савича и Н. Селещука, акварели Г. Поплавского, Ф. Гумена, В. Павловца, Л. Марченко, Г. Шутова, Н. Овчинникова. Довольно значительную часть фонда составляют иллюстрации к белорусским изданиям В. и Е. Тихановичей, сатирической графики Л. Чурко, А. Чуркина, М. Лисовского, плакаты М. Бельского, Е. Тараса, Т. Игнатенко, Л. Кроля, П. Калинина, Л. Замаха, Н. Стомы, В. Круковского и др. В составе фонда не только произведения графиков, но и живописцев и скульпторов. Он пополнялся рисунками и акварелями Н. Гусева, В. Волкова, В. Стельмашонка, М. Романюка, Я. Роздзяловской, З. Литвиновой, В. Цвирко, В. Сахненко, В. Хмызникова, Л. Щемелёва, Г. Тихановича, Г. Буралкина.

В послевоенные годы достигает высокого художественного уровня тиражная графика: в 1953 году начинает работу эстампная мастерская в театрально-художественном институте. Фонды НХМ РБ хранят дипломные работы выпускников графического отделения 1959—1966 годов Л. Асецкого, Г. Лойки, Г. Денисова, И. Немогая, И. Романовского, В. Ткачука, К. Тихонова, Г. Витковского, Ф. Выходцева, Ю. Тышкевича, П. Лысенки, В. Егорова, В. Кандера, Э. Агуновича. В 1970—1980-х гг. на всесоюзных и международных выставках книги получило высокую оценку творчество народных художников Беларуси А. Кашкуревича, Г. Поплавского, В. Шаранговича, заслуженных деятелей искусств Беларуси А. Последович, Н. Поплавской, С. Волкова, художников М. и В. Басалыго, Ю. и А. Зайцевых, работы которых представлены в коллекции музея. Среди наиболее крупных и признанных произведений белорусской тиражной графики ХХ века в нашем собрании можно назвать такие, как серия “Город и люди”, иллюстрации к “Фаусту” И. Гёте А. Кашкуревича, серии “Льны Браславщины” Г. Поплавского, “Памятники зодчества Беларуси” В. Басалыги, “Памяти огненных деревень” В. Шаранговича, “Квадрат Чернобыля” Л. Асецкого, натюрморты А. Последович, иллюстрации Б. Заборова к “Кроткой” Ф. Достоевского, “Ружанские предания” Е. Лось, “Брестская крепость-герой” П. Дурчина, “Белорусские пословицы” Е. Бусла, офорты 1990-х гг. В. Баранова, В. Вишневского, М. Борздыко, Л. Журавович.
Фонд белорусской скульптуры относительно невелик в сравнении с другими белорусскими коллекциями. На сегодняшний день он насчитывает более 680 экспонатов. Формирование фонда началось в 1939 году и своего расцвета достигло в 1970-е годы. Хронологические границы фонда укладываются в столетие. Самое раннее произведение – гипсовая медаль М. Керзина “Плодородие” 1913–1914 гг. Общий характер и особенность фонда – это то, что коллекция на 80% состоит из произведений 1950-х–1980-х гг.

Коллекция белорусской скульптуры представлена 112 авторами. Это восемь поколений художников-скульпторов. Старейшие из них: М. Керзин, И. Дроздович, А. Бразер, А. Грубе, М. Айзенштадт. Их произведения – уникальные экспонаты нашего музея.
Основу коллекции составляет творчество семи классиков белорусской скульптуры, которые наиболее полно представлены в нашем собрании: А. Бембеля, З. Азгура, А. Глебова, С. Селиханова, С. Вакара, Г. Муромцева, А. Аникейчика. Произведения перечисленных художников разнообразны по времени создания, темам, образам, жанрам и дают возможность проследить эволюцию их творчества.

В коллекции представлены и другие скульпторы, принадлежащие к разным поколениям и разным художественным направлениям в истории белорусского ваяния: А. Заспицкий, Н. Кондратьев, Л. Гумилевский, И. Миско, Н. Яковенко, В. Гросс, В. Летун, А. Шатерник, Л. Давиденко, В. Слободчиков, С. Горбунова, А. Бочкарев, Э. Астафьев, А. Финский, А. Метлицкий и другие. Творчество этих художников в совокупности с другими формирует картину перемен и тенденций в искусстве второй половины ХХ века.

В последнее время в нашей коллекции появились произведения художников поколения 1990-х годов – В. Янушкевича, С. Гумилевского, О. Варвашени, К. Селиханова.

Фонд декоративно-прикладного искусства Беларуси состоит из двух разделов: промышленного и традиционного искусства. Фонд начал формироваться в конце 1940-х годов и отразил сложные процессы формирования национальной школы декоративно-прикладного творчества.

В настоящее время собрание промышленного декоративно-прикладного искусства включает около 900 произведений ХХ века, разнообразных по материалам и техникам.

Наиболее значительный раздел собрания – коллекция декоративного стекла, в которую входит 366 работ художников и мастеров двух старейших заводов художественного стекла – «Неман» (г/п Березовка, Лидский р-н, Гродненская обл.) и хрустального завода им. Ф.Э. Дзержинского (г. Борисов, Минская обл.). Среди этих произведений есть несколько образцов изделий конца 1930-х–1950-х гг.: вазы, тарелки, блюда. Большая часть коллекции представляет искусство художников экспериментально-творческих лабораторий, открывшихся на стекольных предприятиях в начале 1960-х гг.
Наиболее последовательно в собрании отражено творчество нескольких поколений художников завода «Неман». Формирование неповторимого стиля «неманского» стекла связано с именами В.С. Мурахвера, Л.М. Мягковой, В.Г. Дзивинской, В.П. Жохова, С.Я. Раудвеэ, К.А. Вакс, Т.И. Малышевой, О.Ю. Сазыкиной, А.А. Анищика, М.Ю. Пюкке, Г.М. Сидоревич, В.Д. Самохвалова.

Высокой декоративной культурой, техническим мастерством отличаются произведения художников Борисовского стеклозавода – А.И. Абрамовой, Г.А. Исаевич, В.Ф. Прокофьева. П.С. Артемова, Т.А. Артемовой, Р.П. Климкович.

С 1960-х годов, с начала возрождения искусства гладкого ковроткачества, в музее формируется коллекция белорусской шпалеры. Этот вид прикладного творчества в некоторых изданиях ошибочно назван гобеленом. Коллекция шпалер невелика по размерам. Она включает всего 50 произведений 1960–1990-х годов. Мастера белорусской шпалеры большую часть работ выполняли для общественных интерьеров. Станковые произведения А.П. Бельтюковой, А.М. Кищенко, О.В. Гридиной, Н.В. Суховерховой, Л.И. Петруль, А.А. Юзеевой, В.С. Кривошеевеой, Л.Л. Путейко, Т.Л. Хацанович-Дарбинян, А.И. Непочелович, Г.М. Сиверцевой, Т.А. и Ю.В. Руденко, Л.Н. Густовой отмечены стилистическим разнообразием, богатством и выразительностью образного решения.

Новым явлением в художественной жизни Беларуси ХХ века стало зарождение производства художественного фарфора. В собрании декоративно-прикладного искусства представлены работы художников Минского фарфорового завода 1960–1990-х гг. В творчестве Кириленко, В.Г. Гаврилова, Л.Я. Богданова, В.А. Леонтовича, А.В. Литвиненко, В.Е. Данчук, А.Я. Федуся, И.В. Алисевич соединены традиции классического наследия, народной культуры, опыт современного керамического искусства. Формирование собственной творческой концепции, поиски нового стиля фарфора отражены в произведениях художников Добрушского фарфорового завода М.А. Гатальского, В.В. и Л.Н. Ковальчуков.

Невелика по количеству экспонатов и коллекция белорусской керамики второй половины ХХ в. 130 произведений 1960–1990-х гг. позволяют проследить развитие лишь отдельных направлений в этом виде искусства.

В коллекции традиционного искусства Беларуси представлены старейшие виды народных ремесел: ткачество, керамика, соломоплетение, деревянная резьба. Большая часть коллекции экспонируется в постоянной экспозиции Музея белорусского народного искусства (д. Раубичи).