Белорусское искусство XIX в.

Искусство Беларуси XIX – начала XX века представлено в основной экспозиции Национального художественного музея Республики Беларусь и в его филиалах – «Музей Ваньковичей. Культура и искусство первой половины XIX века» в Минске и «Музей Витольда Бялыницкого-Бирули» в Могилеве. Небольшой (около 500 произведений) состав данного раздела объясняется тем, что в результате второй мировой войны большинство произведений художественного наследия Беларуси, коллекции многих музеев погибли. Произведения художников XIX века тщательно собирались музеем как путем поступления возвращенных из Германии белорусских довоенных собраний, так и путем закупок из частных коллекций Москвы, Петербурга и других городов России.

Специфика формирования этой коллекции музея во многом обусловлена историческими причинами развития художественной культуры Белоруссии в XIX веке.

Присоединенная в конце XVIII века в результате трех разделов Речи Посполитой к Российской империи, Беларусь стала окраиной огромного государства, где угнетались любые проявления национальных культурно-просветительских движений. В 1840 году, как результат поражения освободительного восстания 1831 года, было запрещено даже употребление названия Белоруссия. Она стала официально именоваться «Северо-Западным краем».

В 1831 году был закрыт Виленский университет – главный центр художественного образования и для Беларуси и для Литвы, была запрещена возможность получения художественного образования за пределами Российской империи. Единственным местом, где могли получить профессиональную подготовку художники – уроженцы Беларуси, – стали художественные заведения Петербурга и Москвы.

Именно по этим причинам наследие художников XIX века – уроженцев Беларуси – включается в контекст художественной истории России, Польши, Литвы, большие коллекции их произведений есть в собраниях национальных музеев в Варшаве и Кракове, Литовского художественного музея в Вильнюсе, Третьяковской галереи в Москве. Тем не менее, произведения искусства Беларуси XIX – начала XX века в Национальном художественном музее Республики Беларусь дают возможность довольно обстоятельно показать неразрывность исторического развития искусства страны, определить фигуры многих замечательных представителей живописи и графики Беларуси данного столетия.

В филиале музея «Дом Ваньковичей» на постоянной выставке усадебных портретов демонстрируются двадцать произведений, выполненных в основном неизвестными художниками в конце XVIII – первой половине XIX в. Они сохранили многие приметы традиционного

«сарматского портрета» предыдущих столетий – изображения гербов, развернутых объяснительных надписей. Есть среди усадебных портретов произведения рубежа XVIII – первой половины XIX века, авторы которых известны, это – Константин Александрович и Юзеф Пешка, Мартин Яблонский и Клеменс Ивашкевич.

К сожалению, нет в собрании музея произведений Валентия Ваньковича, художника первой половины XIX в., который родился и значительную часть своей жизни провел в Минске. В доме, где когда-то жил брат художника и где очень часто бывал сам Валентий Ванькович, демонстрируются в постоянной экспозиции произведения художников – современников Валентия Ваньковича. Ян Рустэм, занимавший должность руководителя кафедры живописи Виленского университета после ее основателя Франтишка Смуглевича, представлен здесь «Портретом Станислава Манюшки». С произведениями выпускников этой кафедры, среди которых был и Ванькович – Яна Дамеля и Канутия Русецкого, – также можно познакомиться на экспозиции.

Искусству Беларуси первой половины – середины XIX века выразительную характеристику дает творчество белорусских мастеров, много работавших в России – Иосифа Олешкевича и Сергея Зарянко. Три портретных произведения Олешкевича и два – Зарянко являются украшением музейной экспозиции.

Особенную ценность в собрании музея, посвященном искусству Беларуси XIX в., представляют 25 живописных полотен Ивана Хруцкого, демонстрирующих все периоды его творческого пути, разнообразие его художественных интересов: не только натюрморты, особенно прославившие имя художника, но и портреты, портреты в интерьере, жанровые сцены. Большую часть своей жизни Иван Хруцкий провел в своем имении Захарничи под Полоцком, где с большим усердием и умилением писал свои знаменитые натюрморты с цветами и овощами, портреты своих детей и близких людей.

 

Ко второй половине XIX века в истории искусства Беларуси в нашем музейном собрании принадлежат имена таких художников, как Никодим Силиванович, чье небольшое полотно “Солдат с мальчиком” созвучно программным поискам школы Венецианова, Ипполит Горавский, чье полотно “У креста. Смерть повстанца” является художническим проявлением гражданской позиции, откликом на трагический результат освободительного восстания, Тадеуш Горецкий и Аполлинарий Горавский.

Рубеж XIX–XX вв. отображают произведение Фердинанда Рущица «У костела», пейзажные произведения и натюрморты Станислава Жуковского и утонченно-поэтические пейзажи Витольда Бялыницкого-Бирули.

Жуковскому свойственен поворот к теме усадебного интерьера и усадебного пейзажа. В «Настурциях» (1915) интерьер написан звучным интенсивным цветом. В красоте комода из красного дерева, огненных настурциях, реальных и отраженных в зеркале, – романтическое восприятие художником духа старой усадьбы.

Бялыницкий-Бируля – мастер лирического пейзажа. Коллекция его работ в музее большая (460 произведений), она отображает все этапы творчества пейзажиста. Любимый мотив его пейзажей – весеннее пробуждение природы. Этот сюжет Бялыницкий-Бируля варьировал неоднократно, прослеживая все стадии обновления природы весной.