О музее

Музей белорусского народного искусства в д. Раубичи

Открыт 10:00 до 17:00 (касса работает с 10:00 до 16:00)

Выходные дни: понедельник, вторник

Тел.: (017) 507 44 68, (017) 507 44 69

223054 Минская обл., Минский р-н , Острошицкий Городок, с/к «Раубичи»

Заведующая филиалом – Дарья Сергеевна Ильинич

 

Музей белорусского народного искусства был открыт 12 декабря 1979 г. Разместился в бывшем Крестогорском костеле, построенном в 1862 году, и расположен на территории олимпийского спортивного комплекса «Раубичи» в 20 км от Минска.

Письменные памятники, которые дошли до наших дней, рассказывают о необычной ситуации, которая поспособствовала тому, что это место стало святым и необычайно популярным среди местных жителей. По легенде, причиной строительства первого храма, датированного 1650 годом, было возникновение местного образа иконы Божьей Матери Млекопитательницы, которая защитила местного шляхтича Лукаша Халяву во время страшной грозы.

С течением времени количество верующих увеличилось, и возникла потребность в уже более основательном храме. В 1858 году епископ минский, ксендз Войткевич торжественно освятил краеугольный камень в фундамент будущей святыни, и к 1862 году строительство нового каменного костела было завершено. С 1866 года храм освятили в православную Успенскую церковь, которая и действовала до начала 30-х годов XX века. Находясь много лет без ремонта, здание серьёзно пострадало, и до 1970-х гг. не было предпринято никаких действий по его восстановлению.

Идея создания Музея белорусского народного искусства в стенах разрушенного бывшего Крестогорского костела принадлежала заместителю директора по науке Государственного художественного музея БССР И.Н. Паньшиной и старшему научному сотруднику отдела декоративно-прикладного искусства Т.И. Стёпиной. Концепцию реставрации и размещения экспозиции в культовом здании поддержала директор Государственного художественного музея Елена Васильевна Аладова. Первоначально было решено снести сохранившиеся фундамент и стены, так как на тот момент потери здания составляли свыше 80%. Только письмо Е.В. Аладовой на имя П.М. Машерова, а также личное вмешательство руководителя БССР помешали полному уничтожению Крестогорского костела.

Группу реставраторов возглавила архитектор Л.В. Павлова. По проекту заслуженного архитектора БССР В.Н. Аладова к основному объему костельного здания со стороны апсиды был добавлен прямоугольный в плане объем, где разместились дополнительные выставочные площади и бытовые помещения.

В разные годы Музей белорусского народного искусства в Раубичах возглавляли Татьяна Ивановна Стёпина, Валентина Григорьевна Писаренко, Светлана Васильевна Крель, Ольга Леонидовна Залуцкая.

Экспозиция музея знакомит с традиционным народным искусством ХVI – начала XX века и с произведениями современных мастеров, работающих в наиболее распространенных видах народного искусства: ткачестве, гончарстве, резьбе и росписи по дереву, плетении из соломы и лозы. 

Ткачество – один из древнейших видов народного искусства. Столетиями складывались способы обработки льна и шерсти, техники и приемы ткачества, типы одежды, а также обычаи и обряды, в которых домотканым скатертям, полотенцам, рубахам, плетеным и тканым поясам отводилось значительное место. В экспозиции представлены традиционные костюмы конца XIX – начала XX в., полотенца и декоративные ткани ХХ века из разных регионов Беларуси.

Неповторимость народной одежды продиктована ее назначением и региональными особенностями традиций. Для Беларуси характерно использование льняной ткани с вышитым либо тканым узором красного цвета. Владея всеми известными техниками ткачества, используя в основном сочетание отбеленного и неотбеленного льна с красными хлопчатобумажными нитями, ткачихи добивались удивительного многообразия декора.

Изделия из шерстяных тканей – покрывала и юбки – многоцветны. Выполнены они большей частью самыми простыми приемами переплетения нитей. Вариантность достигается комбинацией разноцветных нитей утка и основы. Появление в белорусской деревне в 80-е годы ХIХ века фабричных тканей и искусственных красителей в значительной степени повлияло на колорит тканых изделий и характер одежды. Старинный головной убор полотенечного типа вытесняется фабричными шелковыми, ситцевыми и шерстяными разноцветными платками. Из фабричной ткани – сукна, бархата, шелка – шьют безрукавки, украшая их тесьмой, искусно вплетая в узор металлические пуговицы и кнопки.

Закономерна эволюция орнамента, колорита и техники ткачества постилок. Их художественная форма складывалась в первой половине ХХ века.

Рядом с традиционной бытовой утварью экспонируются царские врата конца ХVIII – начала XX века. Мастер использует несколько элементов плетения, из которых складывается замысловатый узор из зубчиков и квадратов разных размеров. В середину каждого квадрата помещен кусочек яркого цветного сукна. Золотистая солома служит ему своеобразной оправой, имитируя золото, а кусочек цветной ткани заменил драгоценные камни. Царские врата – прекрасный пример высокоразвитого искусства плетения из соломы.

Белорусские мастера внесли значительный вклад в историю искусства резьбы по дереву. «Белорусская резь» упоминается в документах ХVII века, когда в Московском государстве при «Палате резных и столярных дел» стали работать белорусские резчики, украшая резьбой иконостасы в Измайлове, Донском и Новодевичьем монастыре, выполняя резные работы в Коломенском дворце.

Большой интерес представляют находящиеся в экспозиции произведения сельских мастеров, работавших по заказу односельчан из д. Негневичи, Заболотье, Межевичи и создавших резные царские врата и скульптуру ХVIII – начала ХХ века. В них при различии творческих манер сохраняются общие черты, свойственные всем произведениям народных мастеров. Их объединяет знание пластических свойств материала. К концу ХIХ века старинное искусство резьбы по дереву сохранили лишь отдельные мастера. Они резали скульптуру для сельских каплиц, а также кукол для народного театра – батлейки.

Современное искусство резьбы по дереву представлено работами известных в республике самодеятельных резчиков – А.Ф. Пупко, В.В. Ольшевского, К.К. Козелко, продолжающих славные традиции белорусской резьбы.

Гончарные изделия в коллекции музея относятся к ХХ веку. Горшки и макитры для приготовления пищи, миски для еды, кувшины и кринки для молока, «гляки» и «слоики» для хранения продуктов, свистульки и глиняные игрушки мастера украшали самыми простыми способами, известными всем гончарам мира: обваркой, томлением, росписью по терракотовой поверхности, покрытием глазурью. Бытовая гончарная утварь белорусов почти не имеет росписи. Декоративность достигается элементарными приемами.

Врожденное чувство формы, профессиональное владение материалом подсказывают мастеру необходимый вариант декора. Достаточно разнообразны и привлекают своей функциональностью и простотой декора чернолощеная керамика Пружан; светлые, терракотовые с красной росписью из концентрических кругов и «запятых» сосуды Городной; городокская утварь, покрытая свободно разлившейся по форме цветной глазурью.

Особую группу памятников в экспозиции составляют изделия Ивенецкой фабрики, которая из небольшой кустарной артели превратилась в ведущий центр художественного гончарства в Беларуси. В музее представлены работы одного из создателей артели в Ивенце – В.Ф. Куликовского, а также И.М. Молчановича, М.М. Зверко, А.В. Прокоповича, работающих в традициях старой ивенецкой керамики и возрождающих забытое искусство изготовления фигурных сосудов в виде баранов, медведей, зубров.

Народное искусство белорусов неповторимо. Ему присущи мягкость и лиризм в решении образов, удивительная деликатность колористического решения, тщательность работы, умение простыми приемами из самого доступного материала создавать подлинные шедевры.

 

За текущими выставками и мероприятиями филиала следите в новостях на нашем сайте!

Вернуться >>